Навигация по статье

    «Синдром самозванца у преподавателей. Как победить»

    Автор статьи:Надежда Гусева

    «Синдром самозванца у преподавателей. Как победить»

    Синдром самозванца – распространенная проблема, с которой сталкиваются многие, даже самые опытные преподаватели. Надежда Гусева – практикующий психолог, специалист по работе с метафорическими картами, сертифицированный ведущий трансформационных игр и создатель онлайн тренинг-марафона «Я в тебя верю» делится практическими советами, которые помогут вам победить этого коварного врага и обрести уверенность в своих силах.

    Отличается ли синдром самозванца у преподавателей от представителей других профессий?

    Синдром самозванца – когда человек, который является экспертом в какой-либо области, имеет образование, опыт и хорошие отзывы о своей работе, но продолжает сомневаться в своих силах и обесценивать свои знания и навыки. От людей с синдромом самозванца часто можно услышать «Мне просто повезло», «Мне просто помогли», «Если бы не ты, я бы не справился». Они не ценят свои достижения. У них нет ощущения, что это их личная заслуга. 

    В целом синдром самозванца у преподавателей не отличается от представителей других профессий. Профессия преподавателя предполагает постоянное обучение и повышение квалификации, так как происходит  обновление программ, внедряются новые методики преподавания. В этом смысл их работы. Всегда есть что-то, что можно улучшить, доучить, углубиться в тему. Именно поэтому преподаватели могут быть более склонны к формированию синдрома самозванца.

    Чем опасна неуверенность в себе для преподавателя? Как она влияет на его жизнь? 

    Неуверенность один из самых частых запросов в работе. Уверенность в себе – это база, без которой человеку сложно получить реализацию, хорошие отношения с семьей, окружающими и второй половиной. Неуверенность в себе может оказывать серьезное влияние на психологическое здоровье. Она может приводить к тревогам, депрессиям и даже социальной изоляции в более серьезных случаях. Когда человек не уверен в себе, то склонен избегать новых ситуаций, а следовательно, и новых возможностей, которые могут вести к успеху и удовлетворенности своей жизнью и работой. 

    Если говорить про взаимоотношения в семье, то человек, который не уверен в своей профессиональности, испытывает постоянный стресс и напряжение на работе, боясь совершить ошибку. При этом эти эмоции и чувства копятся внутри и не имеют выхода. Эта не вышедшая энергия сохраняется у него внутри. И когда он приходит домой, она в виде агрессии, зло сказанных слов, обрушивается на его близких. Про таких людей часто можно слышать «весь негатив несет домой».

    Может ли неуверенность стать серьезной проблемой для преподавателя?

    Что важно для преподавателя? Дисциплина на уроках, усвоение материала, успеваемость учеников. Если говорить об этих критериях, то на мой взгляд, конечно да.

    Неуверенность в себе как в личности считывается учениками – походка, осанка, тембр голоса. Неуверенный в себе человек не вызывает доверия и уважения, а значит есть вероятность снижения дисциплины. Также, если у человека нет внутренней уверенности в том, что он говорит и преподносит, то у учеников не будет понимания и уверенности, что им вообще это нужно. Следовательно, может снизиться успеваемость, будет плохо усваивается материал, ученики будут отставать по программе, и обучение будет даваться им тяжело. Получается, что от уверенности преподавателя напрямую зависит то, насколько ученики уверены в нужности и важности его предмета. 

    Бывает еще противоположный вариант, когда преподаватель слишком строгий и считает, что его мнение единственно правильное, он категоричен и не идет на уступки,  можно назвать это самоуверенностью. В таком случае он возвышает свои возможности. Чаще всего самоуверенность указывает на внутреннюю неуверенность в себе, прикрытую такой жесткой формой взаимодействия. Но в такой строгости и жесткости, ученики могут становиться более закрытыми или показывать свое бунтарство, сопротивляясь натиску преподавателя. При этом дисциплина и усвояемость предмета также будут падать. 

    Если же преподаватель уверен в себе, он знает, что можно, что нельзя, умеет спокойно доносить информацию без агрессии, без установления жестких правил, умеет договариваться и строить конструктивный диалог – это гибкость. 

    С одной стороны, ученики должны знать правила и соблюдать их. С другой стороны, преподаватель должен быть открыт к диалогу, прислушиваться к чужому мнению, в том числе мнению ученика, чтобы находить какие-то общие компромиссы и «сглаживать острые углы». Это необходимо для того, чтобы преподаватель оставался в своей позиции взрослого, а ученик не находился в состоянии вечной подавленной жертвы, которая боится высказаться не вовремя. Ученику тоже необходимо знать, что его мнение важно.

    У всех ли преподавателей может возникнуть синдром самозванца? 

    Этот синдром развивается в индивидуальном порядке. Все зависит от того, какое у человека базовое внутреннее самоощущение, то есть его внутренняя уверенность в себе. Далее на самоощущение накладываются другие факторы, такие как критика, сравнение себя с другими более успешными коллегами, например. В любой сфере деятельности и тем более в преподавании вокруг всегда будут люди опытнее и успешнее. 

    Важно понимать и принимать, что, возможно, вы пока еще не осведомлены в каком-то вопросе, но в любом случае вы человек с определенным набором качеств, опыта, компетенций. А то что вы пока не знаете – это в первую очередь ваша зона роста. Если вы это признаете, то никакой синдром самозванца вам не страшен.

    Бывает ли синдром самозванца у молодых преподавателей?

    Молодым специалистам, только окончившим университет, скорее свойственна неуверенность в себе как в специалисте, ввиду отсутствия и/или недостаточности опыта и навыков, необходимых для работы. Они лишь начинают их применять и нарабатывать свою профессиональную уверенность. Но при этом молодому преподавателю, который имеет внутреннюю уверенность в себе как в личности, будет проще это сделать. 

    Синдром самозванца чаще возникает у тех людей, которые уже имеют опыт, заслуги, уважаемы коллегами, имеют хорошие отзывы от учеников и родителей. Но при этом они как будто чувствуют, что делают недостаточно или не так, списывают все свои достижения и успехи на удачу и на благоприятно сложившиеся обстоятельства. Например, преподаватель говорит, что в улучшении оценок его учеников нет никакой заслуги, просто ученик способный и имеет склонность к предмету, а он сам ничего не сделал.

    Причины возникновения синдрома самозванца?

    Надо начать с детства, так как истоки появления синдром самозванца начинаются именно там.

    Практически все наши психологические проблемы формируются именно в детстве. В этот мир мы появляемся чистыми. У нас нет понимания как поступать «плохо» или «хорошо», а уж тем более нет понимания «какие мы»: хорошие или плохие? В детстве как раз формируется это понимание. 

    Синдром самозванца может возникнуть в случаях, когда родители в детстве недооценивают старания ребенка или в принципе обесценивают его труд, или сравнивают его с другими, не в его пользу конечно. Например, если ребенок в садик или школу самостоятельно делает подделку и в восторженных чувствах приходит к маме показать свою работу и получить одобрение. Однако мама-перфекционист, вместо того, чтобы похвалить ребенка за его старания, начинает указывать на недостатки и/или сама переделывает поделку, или может говорить, что «вот наша соседка все так красиво и аккуратно сделала, не то что ты». Родитель счастлив, а ребенок считает, что он как бы не достаточно хорош. И это ощущение, сформированное в детстве, в процессе взросления  начинает укрепляться другими ситуациями и людьми. Например, учителями в школе, друзьями, коллегами и т.д. 

    Позже синдром самозванца возникает чаще у людей, которые уже профессионально выросли и достигли определенных результатов, потому что они начинают брать на себя больше ответственности. А ответственность – это стресс. При большом объеме стресса «оживают» детские воспоминания и ощущения, что «я недостаточный». Так и проявляется тот самый самозванец.

    Какие основные признаки синдрома самозванца и как его не перепутать с другими явлениями и чувствами?

    Для меня самый первый яркий признак – это непризнание и/или отрицание своих заслуг. Например, преподаватель занял первое место в конкурсе. И он действительно много работал, изучал литературу, применял новые методики на уроках. Он действительно заслужил эту награду своим трудом. Его поздравляют коллеги, а он начинает переключать внимание с себя на кого-то другого. Говорит, что ему просто повезло, просто дело случая. «Просто» – это часто признак обесценивания. Если в вашем лексиконе преобладает это слово, задумайтесь над своей самооценкой и уверенностью в себе. 

    Второй яркий признак – страх ошибок. Когда преподавателя, например, выдвигают на конкурс, а он заведомо боится неудачи, он не думает о победе, не отталкивается от положительного, а сразу мыслит негативно: «А вдруг я проиграю? Что будет потом? Как я буду смотреть в глаза другим коллегам?». Страх проигрыша, соответственно, перевешивает все его заслуги. 

    Третий – перфекционизм, высокие требования к себе. У таких преподавателей все должно быть идеально. Например, у всех его учеников обязательно должен быть высший балл по экзамену. Даже 99 из 100 недостаточно. У них не бывает полутонов, они оценивают себя либо как «Я самый лучший», либо как «Я полный неудачник». Когда не удается достичь поставленной цели, в том числе по объективным причинам, происходит разочарование и синдром самозванца усиливается.

    Как преподавателю отслеживать свои состояния и не довести до развития синдрома самозванца?

    В первую очередь важно проводить самоанализ и/или задавать себе вопросы, отслеживать свои ощущения, поведение. Например, у всех преподавателей есть необходимость в постоянном повышении квалификации и обучении. Это, в принципе, хорошо. Но если преподаватель при этом считает себя недостаточно компетентным сколько бы дипломов у него не было. Все время думает: «Пройду еще это обучение и тогда точно смогу назвать себя преподавателем», «Мне еще рано преподавать взрослым, я ведь только детей знаю как обучать». Если у вас возникают такие мысли, их важно заметить и отследить, так как они сигнализируют о синдроме самозванца. Он проявляется в перекладывании ответственности на другие факторы, например, обучения. В итоге преподаватель так и не начинает действовать и принимать решения для движения вперед.

    Какие последствия может иметь синдром самозванца?

    Синдром самозванца может привести к тому, что снизится мотивация в работе. В худшем случае, когда преподаватель много учится и работает, он может рано или поздно столкнутся с выгоранием и депрессией. А это чревато уходом из профессии. Невозможно работать 24/7 и думать только об одном. В определенный момент нужно признать, что вы «пашете» на энергии дотягивания. А она исчерпается, так как вы много поглощаете информации, но не даете ей выход и реализацию. Последует неудовлетворенность своей жизнью в целом, не только профессиональной сферой.

    Более того, будут ухудшения взаимоотношений с учениками и окружающими. Когда преподаватель много думает о том, что бы ему еще доучить, у него даже не хватает сил жить в моменте. Он думает о том, что может еще сделать, какие бы еще знания ему пригодились, где бы их почерпнуть. То есть он как бы живет иллюзией будущего, забывая о том, что здесь и сейчас он уже достаточен, уже интересен и может дать своим ученикам многое. А ученики чувствуют, что преподаватель мысленно находится в другом месте и у них пропадает интерес учиться. По сути, преподаватель теряет концентрацию на ученике, его проблемах и сложностях. 

    К тому же отказ от активных действий может иметь негативные последствия, связанные не только с упущенными возможностями, но и с ограничением профессионального развития. Человек, который постоянно отказывается от нового опыта, рискует застрять в зоне комфорта, не используя шансы для самосовершенствования и демонстрации своих достижений. Например, учитель с 20-30-летним стажем работы, которому предлагают стать директором или заместителем директора, может отказаться из-за низкой самооценки и убеждения в своей недостаточности. Такие мысли, как «Я не справлюсь», «У меня нет опыта», «Не все мои ученики – отличники», ограничивают его потенциал и мешают ему двигаться по карьерной лестнице.

    Кто может помочь преподавателю справиться с синдромом самозванца? Можно ли это сделать самостоятельно?

    В первую очередь психолог сможет помочь, но и самостоятельно тоже можно себе помогать:

    Что можно делать самому:

    • Составить список своих достоинств. Важно собрать в одном месте и описать все, что так или иначе помогает достигать успехов в преподавательской деятельности: качества характера, умения, навыки, дипломы, сертификаты, положительные отзывы родителей и руководства, успешные кейсы учеников и так далее.
    • Сравнивать себя только с собой прошлым. Вспомните, каким вы были в начале своего пути, и сравните себя с тем, кем вы стали сейчас. Это поможет вам увидеть свой прогресс. Задавайтесь вопросами: «Как я вырос как учитель?», «Сколько уроков провел?», «Сколько знаний дал своим ученикам?». Какие-то, казалось бы, очевидные ваши успехи, как опыт работы, с позиции самозванца могут быть неочевидными вещами. Но если вы научитесь на это обращать внимание, то постепенно вы научитесь воспринимать свои поступки как достижения. Это позволит вам здраво оценить свою личность.
    • Оценивать свой вклад. Не принижайте свою роль в успехах своих учеников. Работа преподаватель-ученик – всегда про совместный труд. Вы заслуживаете благодарностей учеников и их родителей. Вы вносите весомый вклад в образование
    • Разбивать крупные цели на маленькие задачи. Маленькая задача не вызывает внутреннего дискомфорта и не требует большой ответственности — того, что так пугает людей с синдромом самозванца. Это поможет избежать прокрастинации и двигаться к цели более спокойно и гармонично.
    • Вести «дневник успехов». Важно отмечать даже незначительные победы. Фиксируя каждый шаг, каждое маленькое достижение, даже такие как участие в конкурсах (даже если не победили), успешная проверка контрольных работ, объяснение сложной темы или смелое высказывание своего мнения, можно увидеть, как складывается путь к большой цели. Главное – ведите дневник регулярно и не бойтесь хвалить себя за успех. Записывайте все, что считаете важным, даже если внутренний критик шепчет вам обратное.
    • Заручиться поддержкой. Это может быть семья, коллектив коллег или старший наставник.
    • Изменить взгляд на провал и позволить себе ошибаться. Люди с синдромом самозванца боятся потерпеть неудачу, выглядеть глупо, непрофессионально или смешно в глазах других. Можно снизить уровень страха изменив отношение к ним. Например, рассматривать провал как опыт и возможность научиться новому.

    Возможно ли преподавателям избежать синдрома самозванца?

    Конечно.

    Начните тренировать в себе навык замечать мысли, которые вызывают отрицательные чувства, и начните их контролировать и переводить в более позитивное русло, так вы избавите себя от лишних тревог и переживаний. Например, мысль «я не справлюсь» вызывает тревогу, а вот когда мы ее переформулируем «я могу не справиться, но я приложу все усилия, чтобы этого не произошло» – вызовет скорее энтузиазм и мотивацию. Со временем вы обретете навык поиска и концентрации на позитивных мыслях.

    Практикуя ведение «дневника успеха», вы привыкнете искать свои достижения, анализировать свой опыт не с целью самокритики, а с целью отметить свои успехи. Ваш фокус начнет смещаться с негатива на позитив.

    Вы можете начать меня картину своего мира, задавая себе такие вопросы: «Что хорошего я сделал сегодня?», «Какие мои действия/решения принесли положительный результат?», «Какие новые навыки я освоил?», «В чем я стал лучше по сравнению с прошлой неделей?».

    Позитивное мышление – это навык, который можно развить. Как и в спорте, для достижения устойчивого результата необходимо регулярно «прокачивать» эту «мышцу». Не ждите, что после одного раза написания 50 своих достижений вы навсегда избавитесь от самозванца. Важно регулярно возвращаться к своим записям, добавлять новые и тем самым укреплять позитивный настрой.

    Как преподавателям перестать сравнивать себя с другими?

    Фокусируйтесь на том, кто ВЫ. 

    Вы часто видите только результат работы других и сравниваете со своим. Но вы не знаете, какой путь прошел этот человек, какие испытания встретились на его пути. Если кто-то вызывает в вас зависть и желание ему подражать, быть таким же успешным, советую искать возможность общения с этим человеком, чтобы узнать подробнее о его опыте. Тогда ваше желание сравнивать исчезнет, так как вы осознаете, сколько труда стоит за этим успехом. Также у вас появится больше мотивации, когда вы поймете, что, пройдя определенные этапы, рано или поздно можно прийти к результату. Главное – к нему идти и понимать цель. Делайте небольшие шаги и записывайте их как свои достижения. Они тоже значимы и постепенно приведут к результату. 

    Кроме того, попросите более опытного коллегу стать вашим наставником, чтобы помочь вам справиться со сложностями профессии. Например, спросите, как лучше отреагировать в ситуации, когда Петров выказал вам неуважение. Узнайте, как лучше поступить и что сказать ребенку, чтобы не потерять свой авторитет в глазах ученика и при этом не унизить ребенка. 

    Еще один отличный способ - обратиться за помощью к супервизору или методологу, который может помочь вам преодолеть новый профессиональный рубеж. С таким человеком вы сможете обсудить волнующие вас темы. В таком дружественном, безоценочном общении отлично нарабатывать опыт и практику и оставаться уверенным в себе. То есть вы не вступаете в конфронтацию, а наоборот, обретаете опытного союзника.

    В довершении воспринимайте любой опыт как возможность роста. Иногда люди с синдромом самозванца боятся провала, и это не дает им хвататься за предоставляемые жизнью возможности. Если вы будете понимать, что любая возможность, любой новый опыт – это возможность вашего роста, будь-то профессионального или личностного, тогда вам будет проще открываться этим возможностям и идти к своим результатам, не зацикливаясь на сравнении.

    Что поможет преподавателям поддерживать позитивное отношение к своей профессии и своим ученикам?

    Важно сохранять баланс между работой и личной жизнью. Установите четкие границы вашей работы и не отвечайте на сообщения и звонки в нерабочее время. Заранее сообщите об этом родителям и ученикам, вежливо объяснив свою позицию. 

    Также не бойтесь отстаивать свои границы и говорить «нет» когда это необходимо. Если вы чувствуете, что вам что-то не нужно, не берите на себя лишнего. Отказывайтесь от дополнительных обязанностей, если они перегружают вас. И заявляйте об этом. Не идите на уступки, даже если вас очень просят. Например, мама Сидорова спрашивает в 11 вечера, что сыну задали на завтра. Преподаватель начинает сочувствовать родителям и из добрых намерений отвечает вне своего рабочего графика. Но одному родителю ответил, второму, третьему. И родители начинают считать, что такое их поведение вполне нормально. Не допускайте подобного. Отключайте рабочие чаты. Соблюдая баланс и придерживаясь своего графика работы вы уменьшаете стресс и количество родителей, пишущих всевозможные вопросы в чат во время вашего отдыха. 

    Придерживайтесь своего графика жизни и выделяйте в нем время на отдых. Например, пропишите себе, что с 6 до 8 вы дома с семьей и вас не волнуют другие сферы жизни. 

    Найдите время для хобби: занимайтесь спортом, танцами, творчеством или любым другим делом, которое вам нравится. Общение с друзьями и близкими также поможет вам расслабиться и зарядиться позитивом. Это поможет отвлечься от мыслей, которые все время крутятся в голове. Дайте своему мозгу отдых. 

    Отправляйтесь в отпуск. Регулярно отдыхать от работы, чтобы восстановить силы и избежать выгорания, очень важно. Помните, что отдых – это не роскошь, а необходимость. Счастливый и довольный жизнью преподаватель – это хороший преподаватель!

    Что сделать сегодня, чтобы уже завтра стать более уверенным в себе?

    Начните действовать и работайте над собой! Выполняйте вышеизложенные рекомендации: ведите дневники успеха и благодарности. Это отлично разгружает мозг и формирует внутреннюю поддержку себя. Благодарите не только вселенную, но и себя даже за небольшие достижения. Например, «Сегодня я прогулялся, насладился солнечной погодой, и за это я себе благодарен. Я уделил время только себе и отдохнул». Или «сегодня я отстоял свои границы и высказал свое мнение». Благодарность себе в какой-то степени равна поддержке. Поддерживайте себя.


    Об авторе:

    Надежда Гусева,

    практикующий психолог, специалист по работе с метафорическими картами, сертифицированный ведущий трансформационных игр «Путешествие Души» и «Мое персональное счастье», участник и организатор трансформационных фестивалей. Создатель онлайн тренинг-марафона «Я в тебя верю».


    “Мой путь в психологию начался у меня около пяти лет назад через личную терапию. Когда я проработала свою ситуацию, прожила ее на себе, ощутила, как это работает и как меняется жизнь, то захотела больше в это погрузиться. Много училась и изучала литературу. А потом пришло понимание, что я хочу нести в массы свои знания. Моя внутренняя цель – чтобы психология была доступной и популярной. Так как я хочу донести, что это действительно тот инструмент, который может помогать качественно улучшить жизнь”. 


    Образование: 
    Национальный Исследовательский Институт Дополнительного Профессионального Образования (АНО НИИДПО) программа «Практическая психология. Технология оказания психологических услуг населению и организациям»

    Повышение квалификации – ООО Евразийская Академия Современного Образования по программе «Психологическое консультирование с применением метафорических ассоциативных карт в индивидуальном и групповом формате»

    Сертификаты: «Работа с детскими ранами и детскими частями личности в психологическом консультировании», «Работа с чувствами», «Деньги и страхи»

    Опыт работы: более 5 лет беспрерывной практики

    Контактные данные: 

    Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)

    Вконтакте

    Телеграм

    Инструкция по ведению дневника СМЭР

    Пользуясь нашим сайтом вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.