Как преподавателю создать свой продукт, который будет полезен и принесет доход
Как преподавателю превратить свои знания в источник дохода?
Узнайте, как создать свой образовательный продукт и успешно его продавать. Своими знаниями и пошаговой инструкцией от придумывания идеи до ее реализации и продажи поделилась Анастасия Квиндт – методист образовательных программ, который не только создает собственные продукты, но и помогает экспертам в запуске продуктов, наставник преподавателей.
С чего начинается создание любого продукта?
Создание образовательного продукта – это творческий и увлекательный процесс, который начинается с ИДЕИ и желания ее реализовать.
А ещё с анализа рынка: Что нужно аудитории? Есть ли похожий продукт у других авторов
Какому преподавателю нужно создавать свой продукт?
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что педагоги сами часто понимают, что наконец-то пришло время не откладывать в долгий ящик, а творить.
Какие педагоги могут создавать свои продукты?
- Энтузиасты своего предмета. У таких педагогов всегда есть желание выйти за рамки темы, копнуть глубже. Им не хватает качественных материалов, которые они могли бы использовать на уроке, поэтому они смело берутся за создание чего-то своего. Они детально подходят к подготовке к урокам, у них есть понимание выхода за рамки учебника в определенной теме.
- Креативные мыслители, способные генерировать новые идеи и находить нестандартные решения. У них обычно незашоренный взгляд и интересный опыт, которым им хочется поделиться. Те, кто не хочет работать по шаблону, а вечно придумывает что-нибудь уникальное.
- Монетизаторы, то есть те, кто хочет зарабатывать на продаже материалов своей интеллектуальной деятельности и сделать их дополнительным источником дохода. Это не просто желание заработать, а понимание, как можно вывести свои знания и материалы на новый уровень.
- Помощники или те, кто хотят оказать влияние на образовательный процесс. Своими продуктами преподаватели могут формировать новые образовательные тренды и вдохновлять коллег.
Если в каком-то из описаний вы узнали себя, можете приступать к созданию своего продукта. Причем вам не обязательно быть и руками, и головой проекта, вы можете найти подрядчика или коллегу, который поможет вам в реализации вашей идеи.
В какой момент преподавателю переходить от идеи к действию?
Когда преподаватель уже чуть ли не на черновике составил идею продукта, либо уже самостоятельно продумал оформление, даже просто ручкой начертил на листе концепцию или идею продукта, то пора.
К тому же, иногда ваша аудитория или коллеги начинают подкидывать идеи, которые они сами никогда не реализуют из-за страха проявляться: «Было бы здорово сделать сборник с разбором ошибок в сочинениях ЕГЭ». Если вы уже услышали идею-запрос такого продукта и вас она заинтересовала, это уже звоночек, что нужно хвататься за нее, так как у аудитории есть на нее спрос. Соответственно, люди будут покупать продукт, и вы сами будете использовать его в работе, потому что это практически применимый инструмент.
Как преподавателю определиться с продуктом?
Создание собственного образовательного продукта – это не просто хобби, а возможность поделиться своим опытом, помочь другим и даже заработать.
Есть три основных критерия, которые помогут вам определиться:
Первый – опирайтесь на свои педагогические потребности. Если вы сейчас работаете, например, с детьми, которые переехали в зарубежные страны и изучают русский язык как иностранный, и вы чувствуете, что для них не хватает материалов, видеоуроков, рабочих тетрадей и т.п, и вы сами могли бы использовать их в работе, значит, можно с этого начать.
Второй – проанализируйте ваши сильные стороны. Нет смысла браться за очень серьезные и глубокие темы, которые требуют много вашего времени для изучения и погружения. Лучше взять тему, в которой вы уже являетесь экспертом, и попробовать создать на ее основе свой продукт.
Третий – изучите потребности аудитории. Поговорите со своими учениками, коллегами, посмотрите, какие вопросы чаще всего задают на форумах и в социальных сетях. Возможно, именно там вы найдете идеи для новых продуктов. Например, если ваши ученики часто спрашивают о том, как подготовиться к экзамену, то вы можете создать специальный курс, сборник заданий или справочника, который позволит повторить все правила и сразу их отработать, а не искать тренажеры в интернете. Преподавателям, например, может не хватать методических материалов для проведения урока по какому-нибудь литературному произведению.
Что может быть продуктом преподавателя?
На самом деле продуктом может быть что угодно. Вы можете смело придумывать и фантазировать на тему продуктов: взять любой из существующих форматов или создать что-то новое, что-то свое.
Среди популярных сегодня продуктов отмечу:
- Игры. Просто возьмите детскую настольную игру и переложите ее на ваш предмет. Это может быть и простое домино, и полноценная бродилка со своей вселенной и правилами, в которую можно играть несколько часов подряд, причем как онлайн, так и оффлайн.
- Рабочие листы. Это универсальный материал, который сочетает в себе задания для самых разных учебных задач: от домашнего задания в формате рабочего листа для ученику до контрольной работы и групповой работе над проектом.
- Рабочая тетрадь также сейчас набирает популярность. Это целый комплекс упражнений, дополнительных материалов и методических рекомендаций, по сути, как полноценный сборник. Однако на его создание уходит больше времени и сил, чем на комплект рабочих листов.
- Квизы – отличный продукт. Это игра, записанная как видео, с паузами и подсказками с отсчетом времени. Благодаря квизам можно повторить материал или погрузить учеников в интересную тему, чтобы их заинтриговать и показать, как много интересного будет изучено.
- Видеоуроки тоже представляют собой мощный инструмент в арсенале современного преподавателя. Они позволяют донести учебный материал до студентов в интерактивной, визуально привлекательной и удобной форме. Это могут быть записанные лекции, скринкасты с записью действий на экране компьютера, анимационные видео для объяснения сложных концепций.
Также это могут быть комплексы упражнений, короткие методические уроки, подборки игр на онлайн-платформах для отработки некоторых грамматических конструкций и лексики и так далее. Плюс есть еще такие форматы, как курсы, марафоны и челленджи, которые тоже имеют место быть, но для их создания нужен основательный подход.
Какие этапы проходит создание продукта от идеи до реализации?
Если обобщенно посмотреть на этапы создания образовательных продуктов, то необходимо отталкиваться от финальной цели.
Основные этапы:
1. Постановка цели: Что именно ваш продукт должен дать пользователю? Для чего и для кого вы его создаете
2. Разработка концепции: создание общей идеи продукта, его уникальности и ценности. Например, вы не просто создаете игру, а средство, которое изменит отношение ученика к грамматике, поможет понять правило и логику. Если это, например, рабочий лист, то есть комплексный подход к произведению, вы не просто исследуете женские образы, Андрея Болконского и Пьера Безухова, а изучаете все произведение, начиная от авторского стиля и исторического контекста до персонажей и их мотивации.
3. Декомпозиция и планирование:
Разбиение продукта на компоненты (модули, задания, игры и т.д.).
Определение механики работы: разработка игровых механик или алгоритмов выполнения заданий. Мне в этом помогает Student Journey Map (SJM) или карта пути студента – это схематичный алгоритм, который проходит ученик, когда взаимодействует с обучающим продуктом. Скорее всего, он ознакомится с продуктом через правила. Если это игра, значит, в правилах надо написать подсказки. Если это рабочий лист, надо понять, как он будет строиться, какие будут знаки и метки, которые позволят пользователю сразу понять, что от него хотят. Вы должны продумать, как правильно познакомить пользователя с вашим продуктом. Также учитывайте, например, эмоции в этой карте, потому что у ученика сначала может сработать сопротивление. Это тоже стоит учесть, прописать на карте и сразу предположить, как может человек реагировать на ваш продукт.
4. Разработка контента и создание материалов. Подготовка текстов, визуальных материалов, аудио и видео. Если это игра, подберите примеры и иллюстрации. Если это рабочие листы, продумайте форматы заданий, которые подойдут под вашу идею.
5. Визуальное оформление продукта. «Украсьте» ваш продукт, но не увлекайтесь, потому что основное время вам стоит уделять разработке продукта, чтобы он был более информативным и глубоким. Уделите 85% своего времени разработке продукта и 15% времени дизайну.
6. Тестирование на пилотной группе и доработка продукта после сбора обратной связи от пользователей. Выявите проблемные места и недостатки. Внесите изменения в продукт на основе полученных данных.
7. Продвижение и запуск. Продумайте ваш маркетинг и создайте кампании для привлечения клиентов. На самом деле продавать не обязательно только финальный продукт. Уже на стадии сборки и на стадии разработки идеи вы можете вовлекать людей в процесс, рассказывать о всех этапах подготовки, просить помощи с названием, например. Так вы сможете только повысить ваши продажи.
Опираться ли на тренды в создании продуктов?
У меня в целом вошло в привычку смотреть то, что сейчас популярно. Если вы интернет-пользователь, то вряд ли вам удастся не заметить тренд, так как невозможно быть от них изолированными. Я бы рекомендовала тренировать насмотренность, тогда у вас и новые идеи будут быстрее появляться, и вы сможете конкурировать. Обычно я заглядываю в паблики и блоги коллег, которые рассказывают о новых продуктах, проектах, запусках.
Выделите себе время для анализа популярного контента. Вам не обязательно повторять тренды, однако вы можете «положить это себе на полочку и в нужный момент вытащить», то есть вспомнить, что существует такой интересный формат, о котором вы еще не слышали, но он уже набирает популярность. Вы всегда можете попробовать перенести тренд на свой предмет, на свою область.
Иногда «выстреливают» идеи, которые вообще никак с образованием не связаны. Например, я проходила марафон по психологии в формате чат-бота. Я первый раз училась в таком формате, и мне очень понравилось, что утром в определенное время и дни сразу приходят все задания в разных форматах: текст и аудио. Когда я шла гулять, то включала аудио. Когда утром просыпалась и хотела почитать, то у меня была публикация. Меня так вдохновил этот формат тем, что я могу в любое время обратиться к материалам в телефоне, что не надо ни на какую платформу заходить через 300 паролей. Я поняла, что его можно перенести на подготовку к урокам.
На тот момент я работала в Сингапуре, и мне хотелось быстро в одном месте брать материалы для уроков, потому что у меня было очень много групп, и физически порой я не успевала найти что-нибудь новое для разминки либо для развития речи. Тогда я собрала активных педагогов, которым очень благодарна, что они поддержали и согласились на авантюру, которой раньше не было, и вместе решили собрать базу наших материалов.
Я нашла технического специалиста, и мы запустили чат-бот в пилотном режиме для подготовки к урокам на весеннюю тематику и праздники для педагогов. Получилось очень здорово, потому что материалы были универсальные, их можно было как в начальной школе применить, так и в средней. Они были разноформатные. Кто-то предложил рабочую тетрадь, другие игры, шаблоны для создания комиксов и для развития речи. Чат-бот позволил преподавателям не тратить уйму времени на подготовку к урокам, а просто зайти, выбрать подходящий материал и скачать.
Так моя насмотренность, опыт и понимание потребностей аудитории позволили создать полезный и актуальный продукт.
Как выбрать идею, которая обязательно «выстрелит»? Есть ли какой-то секрет?
Во-первых, изучите боли аудитории. Проведите мини-опрос среди коллег на своем месте работы, в профессиональных сообществах (чатах, группах) или вашем блоге.Либо почитайте, что люди пишут на форумах, в чатах, в блогах, телеграм-каналах. Там очень много ценной информации, которой многие пренебрегают. Просто открывайте комментарии: вы найдете миллион идей для продуктов. Люди порой озвучивают свои желания именно там, и это кладезь идей. Если о ней еще говорят несколько человек, то это первый критерий, что нужно браться за нее и доводить ее до ума.
Во-вторых, посмотрите, какие темы совсем не освещены. Например, возьмите какое-нибудь произведение, которое вызывает у всех страх. Например, «Мастер и Маргарита». Я вообще не видела рабочих листов по этому произведению, даже плохих нет, никаких. Это значит, что вы можете создать материал, который будет пользоваться спросом.
В-третьих, прислушайтесь к своей интуиции. Внутри себя вы уже понимаете, какие продукты могут быть полезны вам и другим преподавателям. Тут поможет насмотренность и анализ вашего опыта. Вы в любом случае ежедневно потребляете очень много контента и на подсознательном уровне понимаете, что востребовано, что нужно создать, чтобы облегчить жизнь себе и другим.
В-четвертых, если у вас есть внутреннее ощущение и желание создать какой-то продукт, то действуйте. Например, сделать квиз по зарубежной литературе. Если у вас «глаза горят», когда вы об этом говорите, значит 100% будет точно такая же реакция у ваших коллег и у людей, которым вы будете эту идею продавать.
Стоит ли использовать искусственный интеллект для генерации идей и создания продуктов?
Можно, но стоит не воспринимать это как единственный верный путь. Внутри вас уже есть идея. Вы можете развить ее и реализовать. ИИ не сделает за вас всю работу, но если нужно доработать что-то либо подыскать необычную узконаправленную тему, тогда вы можете призвать на помощь ИИ. Пока еще не все педагоги применяют ИИ в своей работе: у них есть сопротивление, и они его воспринимают скорее как врага, который может лишить их работы. Но я не против использования современных технологий, которые могут облегчить вам жизнь.
На какую аудитории проводить пилотные запуски продукта?
Пилотные запуски - один из важных этапов в жизни вашего продукта. Вы сможете получить ценнейшую информацию от пользователей и создать продукт, который будет востребован на рынке и принесет вам не только удовольствие и эмоциональное удовлетворение, но и доход.
Преимущества пилотных запусков:
- Снижение рисков: вы можете выявить и устранить проблемы и недочеты на ранних этапах разработки продукта, не упустить время и силы.
- Усиление продукта: создать продукт, который действительно отвечает потребностям аудитории.
- Повышение доверия аудитории к вам и вашему продукту. Во время прогрева вы показываете «начинку», процесс, приглашаете аудиторию эмоционально вовлечься. От этого они будут больше доверять вам и проявлять интерес к тому, что вы создаете.
Ваше окружение – ваш основной помощник в тестировании продукта. Это могут быть подписчики вашего блога, участники сообществ, ваши клиенты или коллеги. Обязательно учитывайте целевую аудиторию, то есть людей, среди которых ваш продукт будет востребован.
Как организовать пилотный запуск?
Для небольших продуктов, таких как рабочие листы, можно их бесплатно раздать или подарить: предложить продукт в ограниченном количестве небольшой группе пользователей на определенный срок в обмен на подробную обратную связь. Ее лучше всего собирать в формате аудио или видео, но в идеале – провести созвон и задать вопросы, которые подскажут, как можно продукт улучшить.
Как альтернативный вариант, вы можете дарить фрагмент-бонус продукта, 1-2 страницы рабочего листа. Это уже будет не просто пилотный запуск, но и часть продвижения вашего продукта. В благодарность просите написать в комментариях свое развернутое мнение о продукте и насколько задания кажутся подходящими или неподходящими для этой целевой аудитории, по этой теме.
Для более крупных продуктов, как онлайн-курсы, можно разработать базовую версию продукта для тестирования. Еще на этапе, когда у вас только идея появилась, попробуйте собрать «скелет» вашего продукта (продумать его составляющие части). Сильно не увлекайтесь с прогревом, дизайном, геймификацией, но расскажите о своей идее. Из 100 человек 5 всегда откликается. Предоставляя пилотную версию вашего продукта для 3-5 человек за минимальную стоимость, вы проверяете, подходит ли аудитории формат, продолжительность уроков и их количество, достаточно ли обратной связи. Работая с тестовой аудиторией, можно отметить все возникающие проблемы в коммуникации и в формате продукта. Дальше вы можете брать это в работу и «докручивать» продукт. Но не стремитесь создать идеальный продукт, не попадайтесь в эту ловушку. После пилотного запуска обязательно покажите отзывы людей, которые уже познакомились с вашим продуктом, это очень важно. Дальше вы уже можете повышать цену и запускать доработанный продукт.
Может ли преподаватель самостоятельно создать свой продукт или ему нужна команда?
Я советую сначала попробовать сделать все самому. Важно прочувствовать каждый этап на себе, чтобы понимать, как в последующем выстраивать команду. При этом не думайте, что вы сразу создадите продукт на 300 человек. Лучше сделайте первый запуск с 10 заинтересованными лицами, но от идеи до реализации пройдите весь путь сами. Это позволит вам получить бесценный опыт и глубже погрузиться в процесс.
Преимущества самостоятельного создания продукта:
- Полный контроль. Вы полностью управляет процессом создания и развития продукта.
- Глубокое понимание. Это позволит лучше понять потребности аудитории и особенности образовательного процесса.
- Экономия ресурсов. Отсутствие необходимости оплачивать услуги сторонних специалистов.
- Развитие новых навыков и компетенций.
Помощь каких специалистов может потребоваться?
Методиста-консультанта для помощи с выстраиванием концепции и особенностей, дизайнера для оформления продукта, технического специалиста для решения сложных задач (создание ботов, подключение системы оплаты) или маркетолога для решения узкоспециализированных задач (продвижение продукта).
Что важно для разработки успешного продукта?
Важно уметь декомпозировать большой проект на маленькие задачи.
Далее очень важно придумать интересный формат, потому что сейчас рабочих листов много, карточек много, игр много. Нужно постоянно тренировать креативность и насмотренность для того, чтобы предложить что-то отличающееся. Это не должно быть что-то концептуально новое, но у вашего продукта должна быть какая-то фишка и изюминка. Тогда люди запомнят и охотнее будут погружаться в ваш продукт.
Еще один важный момент – понимание своей целевой аудитории. Систематический сбор информации о целевой аудитории через опросы, интервью, а также анализ их поведения в социальных сетях, понимание потребностей, проблем и желаний пользователей на глубоком уровне – это 80% успеха продукта.
К тому же важно умение себя презентовать, так как можно придумать крутой продукт, но не уметь о нем рассказать. В итоге вы потратите время и силы на создание того, что не сможете продать, поэтому нужно учиться в двух предложениях цепляюще рассказывать о своем продукте простыми словами на широкую аудиторию.
Успешный образовательный продукт должен быть не только интересным и полезным, но и хорошо продуманным и адаптированным к потребностям аудитории. Для этого необходимо сочетать креативность, аналитические способности и умение самопрезентации.
Какие программы необходимы для создания продукта?
Необходимы базовые программы и инструменты:
- для дизайна: Canva, Figma (для создания визуальных элементов, начиная от карточек, заканчивая прототипами сайтов).
- для ведения проекта: программы для создания карты проекта и отслеживания успехов выполнения, как Student Journey Map, Miro, доска Kanban.
- для копирайтинга изучите базовые уроки, как научиться писать простые, емкие тексты без воды, но с эмоциями. Красивая упаковка продукта, конечно, привлечет внимание, но если вы напишете текст от души, по полочкам разложите, почему ваш продукт стоит попробовать, люди больше заинтересуются им.
- для продвижения освойте сторителлинг, чтобы научиться ярко и цепляюще рассказывать о продукте.
Как установить цену на свой продукт?
Тут можно попробовать разные способы.
Первый и самый простой – метод ценности: вы не ставите себе планы продаж, а просто хотите, чтобы ваш продукт продавался на сайте, маркетплейсе или в блоге, чтобы получить за него определенную сумму, но пока не знаете какую именно, так как у вас нет четкого плана продаж. Предлагаю посмотреть и оценить, за сколько вы как пользователь готовы были бы этот продукт купить. Например, в сборнике больше сорока рабочих листов, дополнительные ссылки на материалы. Наверное, я бы купила это за 400 рублей. Вы фиксируете для себя эту цену и делаете ее немного более высокой, на 10-15%. Почему выше? Вы можете просто немного принижать свои собственные заслуги.
Второй способ – метод аналогов, то есть сравнение цен на аналогичные продукты на рынке. Цены, конечно, могут сильно разниться, потому что некоторые ставят их просто так, а кто-то меньше тысячи не продает. Вам нужно найти золотую середину и обязательно проанализировать отзывы на эти продукты. Они и позволят вам понять, действительно ли это стоит своих денег.
Третий способ – составление плана продаж. Этот способ самый сложный и подходит для больших продуктов. Я работала с такими педагогами, которые запускали полноценный курс в закрытом телеграм-канале, и у них был план продаж. Затраты на всю команду были огромные, и чтобы выйти хотя бы в 0 и рассчитаться со всей командой, нужно было выполнить минимум 80 продаж. Тут расчет ведется исходя из той суммы, которую вы хотите получить в итоге, либо количеству продаж по разным тарифам. В итоге удалось сделать продаж почти в 2 раза больше, чем планировалось! Помогла грамотно прописанная концепция продукта и стратегия продвижения, которую детально создали вместе.
Как позиционировать и продвигать продукт на рынке?
Здесь поможет (УТП), где будет четко прописано, чем ваш продукт отличается от других, определена целевая аудитория и выгоды, которые она получит.
В зависимости от этого вы можете продвигаться через:
- ВКонтакте для быстрого получения результатов продаж. В этой соцсети личный бренд не особо важен.
- Маркетплейсы для преподавателей, такие как From Teachers To Teachers и Программа Развития. Достаточно просто выложить ваш продукт, который скачают и купят как на витрине магазина.
- Телеграм для продаж через тексты и подкасты. Благодаря им можно рассказать о своих ценностях, вовлечь в личный бренд, продемонстрировать экспертность, а не просто продавать. И плюс в Телеграм у вас есть возможность ответить на вопросы и в целом часто контактировать с аудиторией и быть на связи.
- Инстаграм* для продаж через личный бренд и глубокого взаимодействия с аудиторией. Люди хотят покупать у людей со схожими жизненными ориентирами. Это легко показать через разный контент, который есть на этой площадке. Тогда они готовы заплатить даже больше. Например, я продавала не только рабочие листы, но и свой методический взгляд на произведение, своё видение работы с учениками по этому тексту, свои идеи.
- Собственный сайт для создания масштабного проекта с большим количеством материалов на разные темы. Тогда продвижение строится через SEO-оптимизацию. Можно приглашать для интервью экспертов и наполнять сайт статьями или создать публикации-метки на наиболее актуальные темы, которые чаще всего гуглят. Например, игры для уроков русского языка для дошкольников или игры по развитию речи для билингвов.
Советую попробовать использовать разные каналы для продвижения для достижения максимального охвата аудитории. Такие эксперименты точно пойдут на пользу и помогут вам определиться с тем, что дает больший эффект при меньших затратах времени, энергии и средств.
Какой стратегии лучше придерживаться преподавателю для продажи продукта?
Стратегии продвижения будут зависеть от выбранной вами платформы. Но среди основных можно выделить следующие:
- Демонстрация процесса создания от начала идеи. Это 100% вам поможет лучше раскрыть ценность продукта, того, что вы делаете.
- Привлечение аудитории к участию в процессе разработки продукта. Люди чисто психологически будут чувствовать себя частью этого продукта. Вы можете предложить им совместно выбрать обложку или название. Они почувствуют себя причастными и будут более лояльными.
- Создание личного бренда. Позиционируйте себя как эксперта в своей области и как личность. Этот способ помогает периодически напоминать вашей аудитории, чем вы занимаетесь помимо продукта. При этом вы ведете не одну сюжетную линию, а сразу несколько, раскрывая пользу и важность вашего продукта в разных жизненных ситуациях. Тогда люди будут более расположены к покупке.
- Использование лид-магнитов. Люди намного охотнее будут покупать ваш продукт, ознакомившись предварительно с его мини-версией, продуктом, который плавно «подводит» к теме основного продукта. содержанием, чем вслепую. Предложите один урок бесплатно, и это поможет вам понять в принципе заинтересованность вашей аудитории в продукте, чтобы рассчитать, сколько примерно людей захотят приобрести полноценную версию. Плюс вы получите контакты людей, которых можно потом прогреть и довести до покупки, предложив им специальную цену, например, на ограниченное время. Так вы сразу получите лиды, с которыми сможете дальше работать.
Какие метрики и KPI вы используете для оценки успешности продукта?
Учитывайте базовые метрики:
- Количество продаж и соотношение затраченного времени и прибыли. Если вы два месяца собирали рабочие листы по Толстому, а их купили 10 человек, тогда это не очень хороший показатель: это не окупится ни эмоционально, ни материально. А если вы затратили на продукт два месяца, но на протяжении трех лет, когда начинается изучение «Войны и мира» и при подготовке к ЕГЭ, его покупает 30-70 человек, то это весьма хороший результат. Главное, не забывать напоминать о продукте каждый год.
- Количество положительных отзывов. Если вам не важна материальная сторона вопроса, то вы можете просто собирать обратную связь пользователей. Но тут иногда появляется следующая проблема: кто-то может использовать ваш продукт каждый день, но никогда об этом не напишет. А есть еще те, кто стесняется покупать чужие материалы и никогда не признается в том, что он приобрел что-то у вас. Это реалии педагогической сферы. Не воспринимайте это на свой счет. Но также есть и те, кто не постесняется написать вам, что он искренне думает о вашем продукте, как собирается его использовать, поблагодарит за сэкономленное время и новые идеи.
- Количество скачиваний и/или покупок – показатель успешности вашей рекламной кампании и стратегии продвижения продукта.
Метрики для онлайн-курсов и других масштабных проектов:
- Доходимость: процент пользователей, которые доходят до определенного этапа в продукте (например, до конца курса).
- NPS (Net Promoter Score): индекс потребительской лояльности, показывающий готовность пользователей рекомендовать продукт другим.
Для полной оценки успеха продукта необходимо использовать несколько метрик. Регулярно их отслеживать и вносить коррективы в продукт.
Как быстро устаревает продукт? Как часто его обновлять?
Я бы не гналась за попыткой все время что-то новое привнести в продукт.
Стабильные продукты, основанные на фундаментальных знаниях (например, классическая литература), могут не требовать обновлений. Если я создала рабочие листы, скорее всего, я не буду их дополнять и менять. Это финальная законченная версия моего продукта.
Динамичные продукты, связанные с быстро меняющимися событиями в мире (присоединение Крыма к России), областями (технологии, актуальные события), исследования (билингвизм, подготовка к итоговым экзаменам, особенности проведения которых постоянно меняются) требуют периодических обновлений.
Другие факторы, которые влияют на то, что продукт нужно обновить:
- Изменение новых образовательных стандартов, появление новых технологий, изменения в обществе.
- Развитие автора: получение новых знаний и навыков, новый ценный опыт, изменение авторского видения.
- Обратная связь от пользователей: пожелания и замечания покупателей.
Куда важнее не постоянные обновления, а поддержание интереса к вашему продукту. Это можно делать с помощью маркетинговых кампаний. Регулярные напоминания о продукте в блоге (спрашивать мнение аудитории, показывать отзывы). Тогда происходит вторая волна интереса к продукту, и люди начинают заново вовлекаться в него: открывать, смотреть, скачивать, задавать вопросы. Вы можете просто делать ретроспективу и показывать, что год назад создали свой продукт, вспомнить, какие эмоции вы испытывали в тот момент, как эта идея вообще пришла в голову. Либо вы можете написать полезный пост о том, как создавался ваш продукт и дать на него ссылку, упоминая в общем контексте.
Важно найти баланс между стабильностью и гибкостью, чтобы продукт оставался актуальным и интересным для пользователей.
Какие ошибки встречаются чаще всего при создании продуктов? Как их избежать?
Самая главная ошибка – очень много времени делать продукт, но не понимать, как он окупится. То есть начать работу над крупномасштабным продуктом, но не быть уверенным в том, что его 100% купят. Поэтому надо заранее продумывать стратегию. Лучше сделайте MVP продукта (тестовую версию) и попробуйте о ней рассказать на небольшую аудиторию, собрать метрики и обратную связь, посмотреть, сколько людей готовы заплатить, а потом уже занимайтесь всем полноценно.
Вторая ошибка — не исследовать рынок и не смотреть, что сейчас пользуется спросом. Не «закапывайтесь» только в свои идеи, проведите полноценное исследование рынка образовательных материалов. Многие говорят, что не знают, где искать, но это лишь отговорки. Есть Facebook**, группа ВКонтакте и телеграм-каналы, где просто по поиску можно найти все, что сейчас популярно. Можно даже спросить у своей аудитории в блоге, если вы его ведете, за кем они следят, кто им интересен. Также посмотреть на продукты конкурентов и сделать лучше них.
Третья – не подключать аудиторию к процессу, а показывать только финальный продукт.
Четвертая – делать банальный продукт. Очевидные продукты, которыми уже переполнен рынок, так как они есть в бесплатном доступе в большом количестве, не будут хорошо продаваться. Создать очередной продукт на полке будет не очень выгодно ни вам, ни аудитории. Ищите новые форматы подачи.
Пятая – отдавать все бесплатно. Я противник раздачи материалов, в который вы вложили свой труд и время. Если вы постоянно подсаживаете свою аудиторию на бесплатные продукты, то с выпуском вашего платного материала вы столкнетесь лишь с тем, что его никто не захочет купить, так как и в дальнейшем будут ожидать от вас бесплатного. Аудитории надо объяснить, почему вы хотите получить деньги за ваш материал и почему они должны купить именно у вас.
И последняя ошибка – сложный язык. Не надо придумывать сложные формулировки и использовать научные термины для рассказа о ценности своего продукта. Например, ко мне приходила тренер, которая придумала курс с комплексом тренировок для людей с сидячим образом жизни, чтобы они разгрузили мозг и у них не болела спина. Согласитесь, идея очень актуальна в сегодняшних реалиях, так как мы очень много времени проводим за рабочим местом, и практически каждый страдает сколиозом. Но она добавила так много сложных терминов и профессиональной спортивной лексики, что людям после и во время рабочего дня просто уже не хотелось грузить себя этой информацией. Важно говорить с вашей аудиторией на одном языке, чтобы включить их в свой продукт. Как это сделать? Отследите комментарии и отзывы, и вы увидите, какой слог должен быть, какие фразы прямо из них можно взять и включить в вашу презентацию продукта.
Какие советы вы можете дать преподавателям, которые хотят прямо сегодня запустить свой продукт?
Если есть идея, то 100% ее нужно реализовать, а не откладывать в долгий ящик. Сядьте и подумайте, как вы можете с минимальными временными и материальными затратами ее реализовать.
Даже если идея сразу не выстрелит, вы получите ценнейший опыт, и у вас будет свой собственный продукт. Даже если его увидят только ваши коллеги из вашей школы, ученики на репетиторстве. Это уже созданный вами интеллектуальный труд. Вы можете его дополнять и использовать в работе.
Рискуйте и ничего не бойтесь. Если вы верите в свой продукт, то это уже больше половины его успеха!
*Instagram | Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)
**Facebook (деятельность организации запрещена на территории РФ)
Об авторе:
Квиндт Анастасия,
наставник преподавателей, методист образовательных программ, создатель собственных продуктов и программ для экспертов.
“Я являюсь методистом образовательных программ и параллельно помогаю тем, кто связан с образованием, развивать собственные проекты и запускать их: от идеи до первых продаж. К этому я пришла не сразу. Мой путь начинался с учительства. В какой-то момент я поняла, что у меня так много идей, накопившихся полезных материалов, которые я создаю для своих учеников, что мне хочется, чтобы их кто-то увидел и начал с ними работать. Параллельно с работой учителем я вела блог и поняла, что вокруг меня очень много педагогов, которым нужен совет или идея, а у меня их было в избытке. Мой блог и сообщество тех, кто хочет использовать на уроках не только учебник, но и, интересные игры, материалы, квизы и прочее. Сначала я создавала свои первые бесплатные материалы, которые распространяла через блог. Вскоре поняла, что хотелось бы, чтобы мой труд оплачивался. Я привлекла к работе дизайнера, чтобы оформить мои материалы и понять, какой стиль продается. Затем уже занялась сама и оформлением. Идей становилось все больше, я расширила линейку своих товаров. Потом ко мне начали обращаться другие педагоги за советом по созданию материалов и тому, как их продавать. Так я начала проводить консультации и помогать “докрутить” идею продуктов от А до Я. В зависимости от цели (продукт для ближайшего окружения или на широкую аудиторию) мы масштабировали продукт: прописывали прогревы, воронку и запуск. Как методист образовательных программ я работала самостоятельно, а также на разных проектах, например, в Фоксфорде на курсе по блогингу для подростков, который создала с нуля, и других крупных проектах как фрилансер. Затем решила попробовать себя в корпоративном обучении : е я работаю в корпоративном университете методистом образовательных программ и помогаю создавать самые разные программы для экспертов, сотрудников компании и для внешнего рынка”.
Образование:
РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет (2016 год), магистратура (РГПУ им. А.И. Герцена, институт философии человека, культурологическое образование) 2018 год.
Опыт работы: в образовании с 2016 года (работала 7 лет учителем, 1 год заместителем директора по воспитательной работе и 2,5 года методистом
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)