Навигация по статье

    Поиск учеников в других странах и повышение ставки репетитора

    Автор статьи:Кравченко Елизавета Вячеславовна

    Поиск учеников в других странах и повышение ставки репетитора

    Как выйти на международный уровень обучения? Где искать учеников со ставкой выше среднего и расширить свою практику? Репетитор по английскому и наставник репетиторов Кравченко Елизавета поделилась своим способом поиска и привлечения учеников из других стран. Вы найдете пошаговую инструкцию, которая поможет вам найти учеников за рубежом.

    Почему вы начали искать учеников из других стран?

    Репетиторы часто думают, что учеников можно найти только на Авито и Профи.ру, но на самом деле есть еще и другие, как платные, так и бесплатные способы. В свое время я вышла на Facebook* и сосредоточилась на поиске русскоязычных учеников из других стран, потому что я заметила одну очень важную вещь на российском рынке: ученики не согласны платить много за уроки. 
    Сейчас я переехала в Москву из Ростова-на-Дону, и на самом деле в России как будто единственный город, где могут платить хотя бы 2 500 рублей в час за занятия – это Москва. А страна у нас очень большая, и что тогда делать остальным репетиторам за пределами столицы, непонятно. Я поняла, что русскоязычные люди есть не только в России и СНГ. Они еще и проживают в других странах. И им точно также нужны репетиторы по разным предметам, причем не только по языкам.

    Зачем репетитору искать учеников из других стран?

    Во-первых, ставка и уровень цен. Для учеников из других стран ставка в 2500 рублей в час является нормальной и даже низкой, так как они привыкли к другому уровню цен. Особенно это касается русскоязычных учеников из Европы или Америки, где уровень жизни, зарплаты и цены выше. Поэтому для них платить больше за образовательные услуги, включая репетиторские, совершенно нормально. В России такой тенденции пока нет, поэтому я фокусируюсь на учениках из других стран, так как их не нужно уговаривать платить больше. Например, моя текущая ставка составляет 3500 рублей.
    Во-вторых, поиск учеников через платформы. На Авито и Профи.Ru учеников может быть сложно привлечь на занятия из-за демпинга цен и высокой конкуренции. На подобных сайтах-агрегаторах часто используются схемы с занижением цены для более частого показа объявлений, что в итоге приводит к общему занижению цен на услуги репетиторов. Максимальная цена на Авито, как правило, составляет 1600-2000 рублей, что сегодня является низкой ставкой для индивидуальных занятий.
    В-третьих, особенности преподавателей. У многих репетиторов, в том числе у меня, нет особенных конкурентных преимуществ. Я не училась в Оксфорде и не преподавала королеве Англии. Единственное мое преимущество – это обучение в Милане на английском языке в течение семестра. У многих языковых репетиторов также есть опыт стажировки за рубежом. Очень сложно выделиться какими-то конкретными достижениями среди репетиторов. 
    В-четвертых, расширение рынка. Рынок становится шире, когда рассматривать учеников не только из России, но и из других стран. Это позволяет находить учеников, готовых платить больше за образовательные услуги.

    На какие страны и регионы обратить внимание при поиске учеников? 

    Я бы рассматривала только города-миллионники со средним уровнем дохода населения, хотя он не всегда о чем-то говорит. Например, для моего родного города-миллионника Ростова-на-Дону средняя ставка – 1600 рублей за занятие, для Москвы – 2500 рублей, но много людей даже в Москве ищет репетиторов по ставке пониже. В других маленьких городах люди как будто еще не чувствуют ценности дополнительных образовательных услуг и у многих есть стереотип, что репетитор – это девочка-студентка второго курса, которая подрабатывает и не берет много за занятия. Но на самом деле репетиторство – это отдельная большая сфера и профессия, потому что репетитор – это не учитель в школе. Поэтому, в общем, люди в России еще не до конца понимают ценность репетиторских услуг.
    География поиска учеников не ограничена. Например, у меня большинство учеников из Америки, хотя я живу в Москве. С одной стороны,  для них было бы намного удобнее найти себе преподавателя из Америки, но дело в том, что у учеников много страхов и травм, связанных с обучением с носителем, поэтому русскоговорящим ученикам комфортнее и легче найти русскоязычного преподавателя. С другой стороны, их выбор обусловлен еще и тем, что наша высокая ставка все равно ниже, чем ставка преподавателя из его страны проживания. Я бы рекомендовала посмотреть в сторону поиска учеников из Германия, Эстонии, Японии, Норвегии, Латвии и любой другой страны, где есть русскоязычное население. 

    Какие области преподавания наиболее востребованы в других странах?

    Вообще, спрос на дополнительное образование в других странах похож на спрос в России. Всегда самый популярный предмет – английский, потому что он нужен слишком широкой аудитории. Также сейчас математика на пике популярности и конкурирует даже с английским. Еще химия и биология пользуются спросом.
    Русскоязычные школьники учатся в школах на других языках и по другим программам, поэтому часто репетиторы боятся брать таких учеников просто потому, что они не знают образовательную программу другой страны. Но все программы очень похожи между собой во всех странах мира, и от того, что репетитор поменяет темы местами и немного подстроится под программу ученика, ничего не случится, но при этом его ставка будет выше. В целом все предметы и вся база обучения одинаковая, вне зависимости от того, ребенок учится в Эстонии, в России или в Америке. 
    Если у вас есть дополнительное образование и специализация, это тоже будет для вас плюсом. Вы сможете преподавать, например, математику на английском. Такое комбинирование предметов позволит вам еще повысить ставку, так как немногие преподаватели имеют такие специализации. Но это не является обязательным условием для работы  зарубежными учениками. Это, скорее ваше дополнительное конкурентное преимущество. 

    Как сделать так, чтобы ученик выбрал именно вас?

    Во-первых, цена остается важным фактором. Ставка репетитора из России, который работает по средней ставке от 2000 до 5000 рублей за урок,  в любом случае будет привлекательнее для учеников заграницей, где средняя ставка для профессионала вашего уровня в разы выше. 
    Во-вторых, понимание конкурентных преимуществ. Рынок репетиторов в России большой. Важно понимать свои сильные стороны и что хотят получить ученики от ваших занятий. Многие репетиторы все еще не до конца осознают суть работы с учениками, которая заключается в выявлении и раскрытии их целей. На пробном уроке репетиторы часто пытаются показать всю свою экспертность, учебники и материалы, много рассказывают о себе. Но ученики руководствуются другими критериями при выборе репетитора. Важнее выслушать все их запросы и построить урок так, чтобы показать, что вы понимаете их потребности и умеете с ними работать. Нужно продемонстрировать, почему вы полезны ученику, а не просто рассказывать о себе.
    В-третьих, привлечение учеников через соцсети. На страницах в соцсетях нужно раскрывать свои конкурентные преимущества, показывая, как они связаны с потребностями учеников. Потенциальный ученик должен понимать, почему ему стоит выбрать именно вас. Например, если у репетитора есть педагогическое образование, то для ученика это означает, что вы знаете методику преподавания от А до Я, и обучение будет на профессиональном уровне.

    С какими возражениями учеников может столкнуться репетитор?

    Возражения у русскоязычных учеников других стран не отличаются от возражений учеников в нашей стране. Чаще всего вы можете услышать, что ваша цена завышена. В данном случае нужно объяснить ценность ваших услуг и акцентировать внимание на качестве выполнения своей работы, показать результаты ваших учеников. Или, например, репетитор математики может столкнуться с возражением, что предмет  изучают на английском, а вы его преподаете на русском. Объясните, что математика преподается на всех языках одинаково, и нет разницы, на каком языке, все правила сопоставимы. К тому же на родном языке будет проще понять, а перевести всегда можно, если это необходимо, адаптируясь к среде проживания ученика.  

    Что необходимо знать репетитору для работы с учениками из других стран?

    Для работы онлайн с учениками за границей необходимо:

    1. Помнить про разницу часовых зон. Например, если у вас ученики из Америки, занятия могут быть запланированы как на утро (9 утра) так и на вечер (6-8 вечера). В отличие от России, где ученики могут быть доступны после 14:00. Так, расписание с учениками из других стран требует большей гибкости репетитора. Проблема с часовыми зонами решается за счет выходных и умелого планирования графика. Гибкость в расписании позволяет легко адаптироваться к разным временным зонам.
    2. Быть гибким. Необходимо быть готовым изменить программу, учитывая потребности ученика. Например, менять порядок тем местами или добавлять другие темы. Не бойтесь также готовить учеников к экзаменам, которые сдают в их стране проживания. Таким образом, изучите специфику экзаменов и адаптируйте свою программу преподавания под них.
    3. Быть уверенным. Не сравнивайте себя с коллегами, у которых может быть меньшая ставка из-за недостатка уверенности, или высокая ставка, которую они себе установили. Следуйте своему пути, несмотря на мнение других.
    4. Быть готовым к переменам. Эмоционально перестроится на новый формат работы может быть сложно, потому что это что-то кардинально новое и выходит за рамки привычного. На фоне этого у репетитора может развиться синдром самозванца, если, например, ученик скажет, что вы ему не подходите, потому что не знаете язык страны, в которой он живет и всех тонкостей преподавания. 
    5. Использовать интерактив на занятиях. Это вовсе не обязательное условие, но может стать вашим конкурентным преимуществом. Удобные онлайн-платформы, которые помогут визуализировать ваш материал и добавить итеративности занятию, применение современных методов преподавания добавляют конкурентное преимущество репетитору. Конечно, репетитор с красочными материалами имеет преимущество перед тем, кто просто использует PDF и демонстрацию экрана на занятии.

    Какие форматы обучения наиболее популярны среди иностранных учеников?

    В основном это онлайн формат индивидуальных занятий. 
    Из-за того, что у вас могут быть ученики с разных стран, довольно сложно формировать группы. Легче будет это сделать, если они как минимум находятся в одном часовом поясе. Например, я работаю со взрослыми учениками, поэтому я могу объединять их в группы, так как у них примерно одинаковый уровень знаний и запросы. Но все равно, если один ученик из Америки, другой из Германии, третий из Японии, то объединить их в группы довольно сложно. Поэтому я бы рекомендовала проводить индивидуальные занятия.

    С чего начинать поиск учеников из-за границы?

    Если у вас появилось желание нового формата работы, то первое, что надо сделать, – использовать Facebook*. На текущий момент это бесплатный метод поиска учеников. Оформите свою страницу: в основной информации профиля напишите свои самые главные конкурентные преимущества. У каждого репетитора они будут свои: опыт, образование, результаты учеников. 
    Далее создавайте контент. Напишите несколько постов (4-5), которые будут отражать ваши методы работы. Убедитесь, что на странице есть информация о вас, отзывы учеников и описанные кейсы, особенно если вы готовите к экзаменам.
    После рассылайте посты по группам в Facebook*. Подберите подходящие группы для рассылки. Избегайте групп для репетиторов, в названии которых есть слова: «репетиторы», «учитель», «преподаватель». Ищите живые и активные группы, например, «Русские в Чикаго», «Русские в Америке», «Русские в [название страны]». В Facebook* есть функция показа похожих групп, что поможет вам найти дополнительные группы для размещения объявления. Сделайте один раз рассылку постов по списку из 60 групп. Когда вы будете делать следующую рассылку, у вас уже будет готовая база групп для рассылки.

    Почему Facebook*?

    В этой соцсети можно искать учеников бесплатно. Плюс она не такая популярная среди российских репетиторов, что говорит о низком уровне конкуренции. Многие репетиторы в России даже не знают, что Facebook* все еще работает с VPN. 
    В других странах эта платформа очень популярна, и ей все пользуются. Заграницей ваш Facebook* спросят даже раньше, чем Instagram**. А это означает, что тут вы можете тоже найти свою целевую аудиторию, которая еще и готова платить больше. 

    Какое должно быть объявление для рассылки?

    Пишите объявление, основываясь на болях и страхах учеников. Выберите одну проблему, которая волнует учеников, эмоционально опишите ее и создайте триггерное название, например, «Почему русских специалистов не берут на работу в иностранные компании», чтобы объявление привлекло внимание. Далее перейдите к тому, как именно вы поможете решить эту проблему, и поясните, чем вы можете быть полезны. Затем приведите примеры успеха ваших учеников. Напишите, как ваши ученики уже справились с этой проблемой и чего добились. В конце призовите к действию с предложением написать в личные сообщения или оставить комментарий под объявлением для записи на бесплатный урок, где проверите уровень ученика и дадите рекомендации. 
    Обязательно визуально оформите ваше объявление. Прикрепите 3-4 картинки с отзывами учеников или видео до минуты, где видно ваше взаимодействие с учеником, а также используемые вами материалы.
    Когда вы пишите объявление, всегда думайте о том, для кого вы его пишете и какого ученика вы хотите им привлечь: ученика-подростка, родителя младшеклассника, взрослого и тд. Для каждого из них будет разное объявление. 
    Структура объявления:

    • Вопрос, например, «Почему мой ребенок стал ненавидеть математику после переезда?».
    • Описание проблемы. Заострите внимание на болях родителей, которые видят, как их ребенок страдает и не адаптируется в новой стране, а математика становится дополнительной сложностью.
    • Решение. Поясните, что вы понимаете эту ситуацию и можете помочь ребенку мягко адаптироваться и изучить новую программу.

    Пример 1: 
    “Живу в другой стране, но на английском все равно не говорю.
    Часто бывает, что переезжаешь в другую среду и думаешь, что теперь-то ты точно начнешь практиковать язык! Вокруг же столько возможностей для этого 🤓
    В реальности: разговариваешь только с русскоговорящими и максимум парочка фраз в магазине/кафе. Сюрпрайз сюрпрааайз
    Мы забываем, что при перемещении в другое место наше «Я» со всеми страхами говорить на английском остаётся. И дело тут не в стране, а в нас с самих) 
    Ныряем с головой и начинаем по максимуму общаться со всеми подряд, или мягко и плавно внедряем английский в свою жизнь (без шока для мозга).
    Со своими учениками я с первого занятия тренирую говорение и 70% урока (а иногда и 100%) практикую разговорный английский. 
    Ко мне можно записаться на бесплатный вводный урок, чтобы детально посмотреть ваш уровень и хотя бы знать, откуда начинать) Пиши в лс👇🏼”

    Пример 2:
    “Я ненавижу английский из-за моего школьного учителя
    К сожалению, очень часто слышу эту фразу от новых учеников.
    Ученики приходят уже испуганные и травмированные после прошлого неудачного опыта. Они боятся использовать и проявлять свой язык, а в разговорном английском так вообще сразу начинают паниковать и теряются. И причина этому – злой преподаватель, который унизил когда-то перед всем классом.
    Вы удивитесь, но это очень частая история как среди детей, так и среди взрослых.
    Так произошло и с моей ученицей.
    Девушке было сложно понимать даже легкую английскую речь на слух. На каждом занятии огромная паника при аудировании, а ведь я НИКОГДА не повышала голос и не ругала. Внутренний ребенок, который до сих пор думает, что английский = опасность, дает знать о себе)
    Мы сделали огромную работу! Через 5 месяцев обучения сложность аудирования сильно увеличилась, и мы даже начали слушать записи с бизнес-конференций, представляете!? Проблема ушла, а вместе с ней и все страхи. Мои методы отлично сработали, и теперь английский для неё = легкость))
    Со своими учениками я всегда стараюсь найти тот самый подход, чтобы грамотно и комфортно изучать язык. Понимание английского фильма без субтитров – это не только навык, а огромная радость, что теперь можно и так)) Понятная грамматика – это не только выученные правила, но и ощущение, что английский НАКОНЕЦ-ТО стал чем-то понятным. Дело никогда не бывает просто в обучении, все намного глубже.
    Буду рада видеть вас у себя на бесплатном пробном занятии. Я детально посмотрю ваш уровень и дам ценные советы для изучения, ну и конечно, поддержу в начинании)”

    Что делать после рассылки объявления?

    Когда вы делаете рассылку объявлений по группам, то привлекаете «холодную» аудиторию, которая с вами абсолютно незнакома. Ваш потенциальный ученик  подписан на какую-то группу и вдруг видит ваш пост с предложением о занятиях. Хорошо, если объявление соответствует его болям и страхам, тогда он начнет его читать, и увидев ваш призыв к действию, отреагирует.
    Следующий этап – «догрев» в личной переписке. Если ваше объявление вызовет интерес, вам напишут в личные сообщения, чтобы узнать подробности о занятиях.  Важно в личной переписке «догреть» и ответить на все вопросы. Если вам  написали, допустим, «Здравствуйте, какая цена занятия?», назовите ее сразу. Возможно, что именно денежный фактор является важным для человека. Но после этого проведите его по болям и страхам: узнайте о нем, что он делал ранее, что изучал и как, почему это не сработало, что он хочет получить от занятий и к какому результату прийти.  В процессе беседы вы должны зафиксировать точку А, чтобы понять проблему. Клиент должен понять, что его проблема нуждается в решении. В переписке комментируйте ответы клиента, чтобы он осознал важность решения проблемы. Далее предложите решение его проблемы. Расскажите, что вы уже работали с похожим запросом и понимаете, как действовать. В завершении пригласите на пробное занятие. Лучше, если оно будет бесплатным или по сниженной цене и длиться до 30 минут. Пробное занятие сподвигнет на дальнейшее сотрудничество с вами.

    Есть ли скрипт вопросов и ответов во время общения в личных сообщениях?

    Ведя индивидуальную переписку, вы не сможете заранее узнать вопросы, которые вам зададут. Универсального ответа не существует. Готовые скрипты могут быть полезны для рассказа тезисной информации о вас как репетиторе, вашем опыте и достижениях или для обсуждения цены занятий и условиях записи на пробное занятие. Подать эту информацию можно в виде короткой самопрезентации.

    Какое должно быть пробное занятие?

    Цель пробного занятия – поддержать ученика, помочь ему привыкнуть к вам, почувствовать комфорт и уверенность в себе, а не продемонстрировать вашу крутость.
    Часто ученики приходят с прошлым негативным опытом и страхами. Важно показать, что вы понимаете их проблемы и можете создать комфортную атмосферу с самой первой встречи. Времени пробного занятия будет достаточно, чтобы понять уровень знаний ученика за короткое 20-30-минутное занятие. 
    Продемонстрируйте также ваш профессионализм. Покажите, что понимаете, как работать с учеником. Приводите комментарии по ходу занятия, чтобы ученик осознал свои проблемы и увидел, что вы готовы ему помочь. Можно сказать: «Действительно, в ходе пробного урока я увидела, что у вас были небольшие сложности с говорением. Подскажите, пожалуйста, путаются ли у вас мысли во время того, как вы говорите?», «Вам страшно говорить?». То есть вы структурированно рассказываете о ваших наблюдениях и показываете, с чем вы будете работать на занятиях.

    Как действовать репетитору после проведения пробного урока?

    Оптимально договориться о дальнейшем сотрудничестве с учеником еще на пробном занятии. Например, последний слайд вашей презентации  может содержать информацию о ценах. Еще во время этого слайда предложите сразу определить примерное расписание занятий. Обычно это занимает всего пару минут.

    Если ученик не готов сразу принять решение о продолжении занятий, то предложите связаться позже. Дайте ему возможность подумать и определиться. Не стоит настаивать и пытаться заставить записаться сразу, так как это может испортить общее впечатление от пробного урока. Если ученик ушел подумать, напомните ему о себе через день-два. Напишите: «Подскажите, пожалуйста, вы уже приняли решение насчет занятий?».

    Нужны ли программы лояльности и дополнительные услуги для учеников?

    Если ваша ставка 1500 рублей в час, предоставлять дополнительные услуги может быть нецелесообразно из-за изначально низкой стоимости. В этом случае цена не оправдывает затраченных дополнительных усилий.
    Если ваша ставка, например, 3500 или 5000 рублей, можно предложить дополнительный бонус.  Каждый репетитор сам определяет, что это может быть. В качестве лид-магнита на этапе привлечения учеников отлично подходит пробный урок. Нет необходимости писать гайды или статьи, так как большинство репетиторов продают услуги индивидуальных или групповых уроков, а не курсы или марафоны.

    Какие советы вы могли бы дать репетиторам, которые хотят выйти на международный рынок?

    Я бы очень советовала уходить от стереотипа, что репетиторы зарабатывают мало и их ставка должна быть низкой. Сегодня профессия репетитор во всем мире ценится ровно так же, как и преподаватель школы и вуза. На любую ставку найдется ученик. Люди, которые готовы платить высокую ставку за репетиторские услуги, скорее всего, уже занимаются с такими репетиторами по другим предметам. Вам просто нужно найти их. Например, если вы из Челябинска предлагаете дополнительные занятия по математике за 500 рублей, а у ученика занятия английским стоят 3500 рублей, он вас не выберет из-за несоответствия цены. Ученики, готовые платить высокую ставку, существуют, и их много. Переход на высокую ставку увеличивает уровень жизни и ваши возможности. Не бойтесь этого.
    Будьте разносторонними. Ученикам нравится работать с репетиторами, которые не ведут занятия по 9 часов в день, а имеют разнообразные интересы и путешествуют. Отходите от массовости. 8 уроков в день – это ненормально, лучше найдите несколько учеников по средней и высокой ставке, предложите им индивидуальный подход. Сегодня качество важнее количества занятий.


    *Facebook (деятельность организации запрещена на территории РФ) 

    **Instagram (деятельность организации запрещена на территории РФ) 


    Об авторе:

    Кравченко Елизавета Вячеславовна,
    репетитор по английскому и специалист по поиску учеников, который помогает другим преподавателям с продажами и маркетингом.


    “Я начинала работать репетитором английского языка со ставкой 300 рублей в час в городе Ростов-на-Дону. Тогда у меня был огромнейший вопрос как повысить ставку хотя бы на 100 рублей, потому что я думала, что каких-то особенных причин повышения ставки у меня нет, как и особых конкурентных преимуществ (спойлер: их ни у кого нет). В течении 5 лет я работала по низкой ставке, но впоследствии поняла, что мне нужно срочно учиться продажам и искать учеников. Я читала огромное количество книг по маркетингу, ходила на курсы, брала консультации у других репетиторов и узнала, что есть преподаватели с высокими ставками. В этот момент я полностью пересмотрела свой подход к работе и остановилась на репетиторской деятельности как на основной. Сейчас у меня своя онлайн-школа, где я активно обучаю других репетиторов продажам и помогаю им с продвижением услуг.” 


    Образование: 
    РГЭУ (РИНХ), международный бизнес (International business), 2022 г. 

    Миланский технический университет (Politecnico di Milano), международный бизнес (International business), 2021 г. 

    Опыт: 9 лет 

    Контактные данные: 
    Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ) 

    Телеграм 

    Написать репетитору 

    Пользуясь нашим сайтом вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.