Каждый ученик уникален. У него свои цели, темп обучения и предпочтения. Как создать урок, который приведет к результату?
Ответ на этот вопрос волнует многих преподавателей и учеников. Татьяна Фанштейн, создатель и руководитель онлайн школы и методист, которая обучила уже более 5000 учителей, поделилась личным опытом создания уроков английского языка, которые помогут вам достичь поставленных целей.
Какой он, результативный урок английского языка?
Результативный урок для каждого человека будет разный, так как для каждого результат отличается. Перед началом работы всегда задавайте вопрос: «А что такое результат для вас?». Например, если ученик готовится к экзамену, для него результатом будет сдача ЕГЭ на 95 баллов. Так, для него будет результативным тот урок, который приведет его к желаемому. Я тоже сейчас занимаюсь как ученик танцами, и для меня результативный урок – это тот урок, на котором я получила удовольствие и отлично провела время. Именно поэтому довольно сложно вывести общие правила результативного урока.
В первую очередь, чтобы понять, что такое результативный урок, надо узнать, что такое результат для каждого конкретного ученика, если вы работаете со взрослым. А если вы работаете с ребенком, то необходимо узнать, что такое результат не только для ученика, но и для его родителей. Для этого поинтересуйтесь у них, как он себе представляет занятие и что такое для него результат. Это надо сделать, чтобы свериться с ожиданиями от занятий и понять, можете ли вы привести ученика к ним и при каких условиях. Получается, что результативный урок – это когда вы знаете, какого результата хочет ученик, а вам, как учителю понятно, как он измерим. Например, часто к преподавателям обращаются ученики с запросом, что они хотят заговорить на иностранном языке. Этого недостаточно, чтобы зафиксировать результат. Задайте больше наводящих вопросов, чтобы выяснить, что такое заговорить по-английски для него, так как для одного говорить по-английски значит сказать фразу: «My name is Vasya», а для другого – выступить на конференциях по медицинской теме. Преподавателю важно понять, какой конкретный результат нужен, насколько он достижим в рамках занятий и самое главное, как вы оба поймете, что идете к результату.
Также часто бывает, что ученик живет много лет с установкой, что он не говорит по-английски, а в процессе занятия выясняется, что он довольно свободно излагает свои мысли, но убежден, что этого недостаточно. Именно поэтому нужно узнать четкие представления конкретного ученика, что значит для него результат. Нужны понятные ему и вам показатели. Лучше всего, если они будут в цифрах. Например, результативный урок танцев для меня – это урок, на котором много радости. Следовательно, преподавателю логично в начале занятия спросить, какой у ученика уровень радости до и после занятия от 1 до 10. Такое оценивание по шкале поможет наглядно увидеть результат. Если же задача в группе учителей выучить как можно больше интересных выражений, тогда цель (результат) занятия может быть – выучить три новых словосочетания и применять их в речи. Эта цель одного занятия может быть сформирована совместно с учениками и записана, чтобы где-то ее зафиксировать и свериться с ней в конце занятия.
К тому же советую всем преподавателям записывать первый урок или тестирование, а потом, через время, например, несколько месяцев провести то же самое тестирование. Либо попросить ученика ответить голосовым сообщением на один вопрос до начала занятий и задать тот же вопрос через время. Тогда разница станет максимальна ясна и понятна, и результат станет виден визуально. Такой простой способ вдохновит и замотивирует ваших учеников продолжать обучение.
Так, результативный урок состоит из 3 основных составляющих: понимание цели конкретного ученик, фиксация конкретного показателя измерения результата, к которому он идет, и показ ученику его достижений (что было и что стало или результаты до и после занятия).
Какой формат урока сегодня более актуален: онлайн или офлайн?
Я сторонник того, чтобы каждый формат обучения выбирался под цель. Не думаю, что можно сказать, что один формат более актуален. Идеальный формат подбирается под запрос и задачу. Кому-то подойдет онлайн-обучение, а кому-то офлайн. Например, часто бывает сложно найти опытного преподавателя высокого уровня в сжатые сроки как офлайн, так и онлайн. Если у меня, как у родителя, стоит задача в том, чтобы ребенок прогрессировал в изучении языка, но не тратил огромное количество времени и сил на дорогу, потому что его расписание очень плотное, то лучше выбрать онлайн занятия. Если же у вас задача в том, чтобы ребенок больше двигался и выходил из дома, чтобы расширить его круг общения, то лучше подойдут офлайн занятия. Все зависит от конкретного преподавателя и конкретно организованного процесса обучения. Оба формата актуальны.
Как вы интегрируете современные технологии в процесс обучения?
Сейчас очень много разных современных технологий. Одна из быстроразвивающихся – искусственный интеллект и программы на его основе: Chat GPT и подобные. Интегрировать их в обучение стоит в зависимости от задачи.
Если ваша задача – найти текст, или сделать текст с пропусками, которые будут заполнять ученики, то можно прибегнуть к помощи искусственного интеллекта. Он отлично справится, а главное – быстро.
Если вы проводите занятия онлайн, то вам понадобится платформа для проведения занятий с онлайн-доской, видеозвонком и желательно, конструктором игр, например. В зависимости от вашей задачи подбирайте ту платформу, что вам ближе.
Я считаю, что любые инструменты, которые вы используете в работе, должные не усложнять, а упрощать вашу работу. Даже если методически грамотно выбрать учебник для занятий, в принципе, дополнительных инструментов не потребуется. Все инструменты должны быть функциональны и применимы для вас.
Какие основные принципы и требования учитывать преподавателю при планировании урока?
Для планирования урока нужно понимать, к чему вы хотите прийти, и поставить четкую и понятную цель себе и ученику. Когда вы готовитесь к уроку, обязательно задавайте себе вопрос, какой результат вы хотите получить от урока и какой результат будет у вашего ученика. Отталкивайтесь от конкретного задания, которое надо выполнить для достижения результата. Например, не просто выучить какое-то грамматическое правило, а научить заказывать еду в ресторане с конкретным набором фраз и отработать конкретное грамматическое правило, которое может понадобиться для усвоения материала. Не нужно пытаться охватить всю лексику по теме за одно занятие. Начните с базовой и постепенно ее расширяйте от занятия к занятию. При этом опирайтесь на нужды ученика. Часто в учебниках дана усредненная лексика, и может оказаться, что конкретно эти слова в жизни ученику не пригодятся. Тогда можно подстроить лексику под уровень и запрос ученика. В методике английского языка это называется зарождающийся язык (emergent language), который возникает как будто бы случайно во время занятия, и с ним можно работать, так как ученик запомнит в первую очередь то слово, которое для него важно и в его жизни является эмоционально значимым. Отталкиваясь от реалистичной цели, вы нанизываете лексику, грамматику и далее весь материал.
Также учитывайте свои возможности преподавателя. Есть разные периоды развития в жизни преподавателя. Первый – когда вы только начинаете, и вам очень хочется что-то новое привнести в свою работу, изучить максимально больше новых инструментов, и у вас есть на подготовку урока неограниченное количество времени. Второй – когда у вас настолько плотное расписание занятий, что на подготовку есть всего 15 минут. В обоих случаях вам нужно четко понимать задачу: успеть быстро подготовиться к занятию или изучить и посмотреть все, что есть по вашей теме за 2 часа. Но помните, что подготовка и работа во время занятия должна упрощать процесс, а не усложнять его как ученику, так и преподавателю. Исходите из принципа, как с наименьшими потерями и с максимальным результатом можно решить мою задачу.
Как ставить цель ученику?
Целеполагание является неотъемлемой частью работы любого преподавателя. Перед учеником должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Хорошо, когда сам ученик участвуют в постановке целей. Они должны знать, чему именно они научатся и как этого достичь.
Однако бывают ученики, которые приходят на занятия без четкой цели или с целью, которая для них уже не актуальна. Это абсолютно привычная ситуация. Например, ученик хотел выйти на работу, поэтому начинал изучать язык для работы в офисе, но потом его обстоятельства изменились, и теперь нужно найти новую цель изучения.
В нашей школе со взрослыми и детьми мы ставим большую цель и маленькие цели, к которым они идут. Есть такая фраза, которой мы руководствуемся в работе: «Teach a student, not the book» («Учите человека, а не книгу»). Если одному ученику подойдет целеполагание каждое занятие, то другому это может быть вообще не нужно.
Адаптируйте целеполагание под ученика или его эмоции, например. Узнайте, как ученик себя чувствуете до и после занятия, смещая фокус на личность ученика. Ведь самое ценное на уроке, на мой взгляд, это контакт ученика с преподавателем, а не изучение грамматики и обучение чтению. Большинство людей приходят именно за хорошим отношением к себе и остаются, потому что с преподавателем комфортно. Изучение языка и процесс обучения – это построение долгосрочных отношений между учеником и преподавателем.
Для меня поиск цели и мотивации ученика – это часть работы преподавателя. Важно и нужно помочь ученику правильно поставить цели и предложить варианты, как и где в его жизни действительно будет полезно и применимо обучение. Ведь многие вещи, которые мы делаем на уроках изучения иностранного языка – общеязыковые. Например, если ученик учится пересказывать, выстраивать коммуникацию, активно слушать –это не про изучение определенного языка, это навык, который формируясь благодаря изучению одного языка, будет применим во всех других. Мотивацию также можно найти в чем угодно. Во многом изучение языка – это в первую очередь коммуникация, человеческие отношения и построение контактов. Предложите ученику вместе порассуждать, в чем именно для него ценность и важность, предлагая различные варианты и находя, как он может использовать язык прямо сейчас, даже если человек живет в русскоязычной среде. Возможно, ему нужен язык для просмотра видео и фильмов, чтения, поиска в интернете, работы и т.д. Вариантов огромное количество. В нашей школе мы визуально представляем прогресс учеников или даем виртуальные призы за успешную работу. Это сделать очень просто, разместив на доске фотографию ученика и прикрепляем на нее его виртуальные медали с достижениями-призами, которые он может сам себе выбрать. Этот простой технический инструмент визуально и понятно помогает преподавателю сильно поднять мотивацию ученика.
Будьте готовы, что цель со временем меняется и видоизменяется. Периодически интересуйтесь, актуально ли она, чтобы как можно лучше понимать, на что делать упор в процессе занятий. Регулярно сверяйтесь с целью. Это поможет повысить мотивацию ученика.
Как преподавателю составить структуру урока?
Структуру тоже стоит подбирать исходя из цели.
Когда я начинала преподавать 20 лет назад, были популярны и до сих пор актуальны и востребованы коммуникативная методика, где основная цель – научить человека общаться на иностранном языке в сочетании с PPP (Presentation, Practice, Production – Презентация, Практика, Производство) и дриллинг (от английского drill – тренировка, упражнение) – это метод обучения, основанный на многократном повторении определенного материала с целью его автоматизации и запоминания.
Сейчас всю большую популярность среди методик набирает лексический подход, который делает акцент на изучении не отдельных слов, а готовых лексических единиц: словосочетаний, фразеологизмов и идиом. В отличие от традиционных грамматических методов, лексический подход предполагает, что язык состоит не только из отдельных слов, но и из готовых блоков речи, которые используются носителями языка в повседневной коммуникации. Например, если вы изучаете тему «Еда», то надо изучить определенные коллокации и словосочетания, которые обычно используются в контексте темы.
Если же задача учителя – вытащить максимум полезного языка из бэкграунда речи ученика, его жизненных историй и опыта, то подойдет методика догме. Она разработана Скоттом Торнбери и основывается на том, что в обучении вообще отсутствует учебное пособие, а весь урок строится на том, что «приносит» на него ученик. Например, он вам рассказывает, что с ним произошло вчера, а вы берете эту ситуацию с точки зрения языка, рассматриваете лексику и грамматику, которая встретилась, и на этом строите урок из «ничего».
Таким образом, современный преподаватель должен знать и владеть многими методиками построения урока и применять их на занятиях с разными учениками.
Структура урока должна быть обязательно и она основывается на методах и подходах, которые вы применяете.
Классическая структура урока включает:
- Организационный момент: тема, цель, результаты.
- Разогрев или проверка выполнения домашнего задания (в случае, если вы его задаете).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Презентация нового материала и решение учебной задачи.
- Проверка понимания нового учебного материала (контроль с тестом и заданиями) и закрепление изученного.
- Обобщение и систематизация знаний: контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Наиболее важны сегодня начало и конец занятия.
Во-первых, разогрев. Мне нравятся разогревы, которые не требуют специальной подготовки, потому что у меня есть концепция условно «ленивого» учителя, который может выжать максимум из урока. В этом как раз-таки кроется профессионализм. Например, можно посмотреть на последнюю фотографию в телефоне и обменяться вопросами с учеником (Где было сделано фото? Кто на фото? Какое время года? Что происходит на фотографии и т.д.). Либо в начале занятия я люблю поинтересоваться у ученика, какие три положительные новости с ним сегодня произошли. Часто вспоминаются сначала негативные ситуации. Тогда задача ученика – преобразовать их в сторону положительных новостей, потому что в каждой плохой ситуации есть что-то хорошее.
Во-вторых, завершение урока. Это важно сделать с психологической точки зрения, потому что ученик запоминает от урока то, с чем он уходит. Если вы ставите цель урока, то важно в конце занятия про нее напомнить и отследить результат. Если вы не ставите цели урока, то можно применить лексический подход и предложить упражнение, где ученик выписывает свои любимые слова из урока, которые ему больше всего понравились. Например, на онлайн-занятиях я прикрепляю список лексики, и ученики отмечают слова, которые больше всего им понравились стикером-сердечком. Или провести упражнение «Мусорная корзина, морозильник и холодильник»: возьмите все новые слова занятия по теме и сгруппируйте их по 3 категориям: в мусорную корзину кладите те слова, которые точно не будете использовать, в морозильник – полезную лексику, а в холодильник – те слова, которые будете применять в речи. Таким образом, вы актуализируете лексику, и ученики завершают занятие с пониманием того, что проделали большую работу.
Более того, я советую преподавателям еще подумать, с чем уйдет ученик физически или ментально. Например, с листом заданий, с наклейками, готовой работой или с какими ощущениями. Часто ученик уходит со словами и/или мыслями: «О боже, какой тяжелый язык, я вообще ничего в нем не понимаю». Тогда вам необходимо его настрой преобразовать в позитивный опыт: «Я вообще молодец, так много всего выучил за одно занятие. Было классно, я точно скоро заговорю». Именно этот позитивный настрой на продолжение работы важнее, чем цели урока, которые вы ставите, достижимые или недостижимые. Даже если ученику не удалось выучить 20 слов за занятие, но он ушел с уверенностью, что ему все по плечу, у него все получается, и процесс обучения приносит ему удовольствие – это отличный урок. Вы достигли главной цели.
Как вовлечь учеников в процесс обучения?
Ориентируйтесь на ученика. Главный лайфхак – это следить за процессом и делать выводы. С одной стороны, не создавайте завышенные ожидания, потому что сейчас люди многозадачные, и ожидать, что ученик на уроке будет уделять преподавателю 100% своего внимания – невозможно. Всегда есть множество отвлекающих факторов во время онлайн и офлайн уроков. Это норма современного мира. Именно поэтому те преподавателей, которые стремятся создать вау-урок и тратят на его подготовку огромное количество времени, ждет разочарование. Задача современного урока в том, чтобы ученик взял максимум от него, находясь в комфортной для себя обстановке, например, когда он лежит, ест, растягивается или прыгает. Сегодня люди по-другому относятся к процессу обучения и усваивают информацию. Ставьте себе задачу привлечь максимально больше внимания, выстраивая среду обучения, комфортную для всех сторон образовательного процесса. Не запрещайте ученику есть или пить на уроке. Момент совместного перекуса может вас только сблизить, создавая дополнительные языковые возможности, увеличивая количество новой лексики. Например, просто сказать новое слово «snack time» или обсудить, что у каждого в «lunch box» и нравится ли ему еда, какой у нее вкус, породит естественную коммуникацию, когда вы едите, болтаете и получаете удовольствие от еды и от компаний.
Подростку на занятии, который уже жутко устал от школы, можно предложить кусочек шоколадки и чай для поднятия настроения и выслушать как прошел его день, вместо того, чтобы просить его собраться или пытаться заставить его заниматься. Это расположит к вам ученика, а его настроение сразу улучшится, потому что вам удастся установить контакт. Вы, конечно, потратите на это время разогрева, но расположите ученика к себе. Более того, даже обсуждая уровень усталости, можно изучить полезную лексику. Следовательно, проявляйте человечность в любой ситуации.
Как сделать оценку знаний учеников объективной и справедливой?
Когда есть измеримая цель, например, подготовка к экзамену или учебная программа, по которой вы следуете, чтобы через полгода добиться цели заговорить на определенные темы, тогда это понятный критерий оценки. Тогда следует сверяться с целью в конце каждого модуля. Подумайте, как именно вы будете это делать, будет ли это оценка или обратная связь.
Первый способ – оценка. Рекомендую сверяться до начала обучения с целью ученика, чтобы для него и для вас была понятна оценка знаний. Затем определитесь, исходя из чего вы будете двигаться: оценок, тем, сданного экзамена, выученных 100 слов, полученного сертификата и т.д. Единственное, чтобы я не делала, не оценивала бы результат, как в школе. Это убивает мотивацию, особенно у тех, у кого есть не очень хорошие воспоминания, связанные с обучением в школе.
Второй способ – обратная связь. С одной стороны, обратная связь должна быть от преподавателя ученикам, а с другой стороны и от учеников преподавателю.
Обратная связь в любом случае должна быть регулярной. Например, можно давать и просить ее раз в неделю или раз в месяц. Вы можете давать обратную связь как ученикам, так и их родителям, если занимаетесь с детьми. Например,в нашей школе мы даем обратную связь один раз в неделю, записывая общее голосовое сообщение по всей группе, где рассказываем про работу каждого ученика. Обратная связь складывается из 3 параметров: успехи ученика, сложности и над чем еще ему стоит поработать. Давать обратную связь лучше всего по методике «сэндвича»: плюс-минус-плюс, заменяя последний плюс на вопрос, то есть плюс – то, что получается у ученика, минус – то, с чем у него сложности, вопрос – что с ними делать и как от них избавиться?
Ученики тоже должны давать обратную связь. Учителю недостаточно просто спросить, понравилось ли ему занятие, вопросом: «Как здорово у нас все прошло. Как вам? Понравилось?». При такой постановке вопроса ученику сложно сказать, что не понравилось. Поэтому когда вы будете задавать вопрос, то делайте это в зависимости от того, какой вы хотите получить ответ: похвалу («Да, ура! Мы молодцы, работаем дальше!») или все-таки реальный комментарий по вашей работе (сложности, проблемы и пожелания учеников). Второй способ поможет не только вам проводить анализ своей работы, но и ученикам научиться самоанализу и фиксированию собственных успехов и неудач. Так как когда только преподаватель дает обратную связь, то ученику не надо думать, он вообще не понимает, что у него получается или нет, где ему самому сложно и что непонятно. Задача преподавателя – помочь ученику самостоятельно сделать выводы об уроке.
Какие советы вы могли бы дать преподавателям для создания результативного урока уже сегодня?
Во-первых, устанавливайте четкие и измеримые цели. Определите общую цель курса. Ясно сформулируйте, чего ученик хочет достичь в итоге (например, свободно общаться на определенные темы). Далее разбейте на промежуточные цели или маленькие цели, достижимые за каждый урок или модуль. Затем создайте измеримые критерии, то есть определите, как будет оцениваться достижение каждой цели (например, количество новых слов, способность поддержать разговор на определенную тему).
Во-вторых, планируйте урок с учетом ваших ресурсов и времени. Для начала проанализируйте имеющиеся материала и/или используйте учебник как основу занятий и адаптируйте его под нужды конкретного ученика. Для оптимизация времени стройте урок с учетом ограничений по времени и вашим энергоресурсам, предварительно избрав одну или несколько методик обучения.
В-третьих, сверяйтесь с ожиданиями и реальностью, соблюдая баланс. Обсудите до начала работы ожидания ученика от вашего курса и совместно определите реалистичные цели с учетом его индивидуальных особенностей.
В-четвертых, ставьте себя на первое место и сохраняйте баланса между работой и отдыхом. Расставляйте правильно свои жизненные приоритеты.
Об авторе:
Татьяна Фанштейн,
создатель и руководитель онлайн школы, методист и мама сына-билингва, которая обучила уже более 5000 учителей.
“Я из семьи учителей и с 16-ти лет начала преподавать английский язык. У меня была довольно большая офлайн-школа, которая просуществовала 5 лет. Позже я стала работать на себя и стала делать курсы для учителей, потому что меня всегда интересовала методика и процесс обучения. Во-первых, я выросла в разговорах о школе, а во-вторых, мне всегда было интересно, как сделать процесс обучения таким, чтобы он был, с одной стороны, интересным и приносящим результаты ученикам, а с другой стороны, приносящим удовольствие учителю. Так как любой учитель горит своим делом и ему нравится процесс обучения, я пришла к созданию курсов учителей, которые в первую очередь отталкиваются от того, чего хочет учитель, к какому результату он хочет ученика привести и как построить учебный процесс так, чтобы всем его участникам было комфортно взаимодействовать.
Сейчас я смотрю на учебный процесс с 4 сторон: как ученик, потому что я продолжаю учиться в разных аспектах и в разных сферах; как родитель, потому что у меня есть ребенок, который учится в школе и ходит на разные занятия; как учитель и руководитель школы; как создатель проектов для учителей. У меня разнообразный взгляд на преподавание, поэтому он довольно ценный. Мои курсы для учителей прошли более 5000 учителей по России и за рубежом, я регулярно выступаю на конференциях. Самому маленькому моему ученику был 1,3 года, а мой ребенок – билингв, он говорит свободно на английском, хотя мы живем в русскоязычной среде. Самому старшему моему ученику 78 лет. Он захотел изучать английский язык для себя в группе”.
Образование:
РГПУ им. А.И.Герцена, филологический факультет, магистр филологических наук (английский язык)
Опыт: 22 года в преподавании и 14 лет в наставничестве
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)