Навигация по статье

    Новый учебный год и новые вызовы для всех репетиторов

    Автор статьи:Виталия Филатова

    Новый учебный год и новые вызовы для всех репетиторов

    Рынок образовательных услуг стремительно меняется, и чтобы оставаться востребованным, репетитору необходимо постоянно адаптироваться и применять эффективные стратегии. Репетитор по английскому и наставник преподавателей по  продвижению Виталия Филатова поделилась своими наблюдениями, как успешно набрать учеников в 2025 году. 

    Какие тенденции в образовании в 2025 году?

    В 2025 году за внимание клиента будет бороться еще сложнее. 
    Во-первых, это связано с тем, что время восприятия информации снижается с 10 до 3 секунд. Это значит, что человек, который видит ваше видео или публикацию в ленте, будет смотреть всего 3 секунды, а потом либо пролистает, либо сделает какое-то целевое действие, например, подпишется или оставит комментарии. Еще в прошлом году этот показатель был 5-6 секунд. 
    Во-вторых, захватить внимание клиента будет еще сложнее, что логично, потому что на рынке появляется все больше специалистов, и выделиться среди них очень сложно. К сожалению, сертификаты и дипломы не помогут, только ваши экспертные и личностные качества станут вашим конкурентным преимуществом. Сейчас, в 2025 году, отличиться – это значит запасть клиенту в душу. Я это четко осознала, когда, отправляя отклик на заявку, получила в ответ такое сообщение: «По переписке я вижу, что мы с вами сойдемся, мне подходит такой специалист, как вы. Давайте работать». И только на пробном уроке этот клиент начал узнавать о моих дипломах и достижениях. Получается, что он принял решение пойти со мной на пробный урок, даже не читая мою анкету, а выбрав просто по стилю общения и моей подаче информации, основываясь на моих личных качествах. И таких случаев в этом и последующем годах будет все больше. Так, теперь у репетиторов будет возникать вопрос, как себя вести и общаться, чтобы не потерять клиента. Я бы рекомендовала делать упор на свои характеристики и на результаты учеников, а не на дипломы. В своей анкете в первую очередь пишите о том, чем вам нравится ваша работа, какие кейсы вы можете представить, а не то, какой институт в каком году вы закончили и какие у вас есть дипломы. 

    Какие каналы привлечения учеников эффективны?

    В январе я проводила челлендж по поиску учеников, задействовав только сервисы Профи.ру, Авито и чаты с заявками (группами в Телеграм, в которых репетиторы или сами ученики публикуют актуальные заявки на уроки, и на них можно откликнуться и писать напрямую, чаще всего бесплатно). Я специально исключила блог из этой цепочки, чтобы посмотреть, получится ли у меня набрать учеников без соцсетей. Спустя сутки мне пришла первая заявка из чата, и мы сразу договорились о пробном уроке. В итоге, используя этот канал продвижения (чат с заявками), я набрала пятерых учеников на долгосрок. Еще двое пришли с Авито. Именно поэтому на данный момент я бы сказала, что самым эффективным способом привлечения учеников является отклик на заявки из чата. К тому же это не требует никаких дополнительных усилий и денежных вложений. Все, что вам нужно – это иметь заранее подготовленный, хорошо сформированный, написанный текст-отклик на объявление и быстро откликаться на заявки из-за высокой конкуренции в чатах. От этого зависит, получите вы внимание заказчика или нет. 
    Тем не менее невозможно отрицать эффективность соцсетей, потому что сейчас личный бренд и ведение блога – это один из самых эффективных каналов по привлечению учеников. Преимущества ведения блога в том, что через блог не вы ищете учеников, а они вас. Однако ведение соцсетей не для всех, так как многие репетиторы не готовы открыто проявляться на аудиторию и имеют ряд возражений по типу: «Сегодня я не смотрюсь в кадре», «Я еще не сделала профессиональную фотосессию», «Я боюсь говорить  на камеру» и т.д. Многим вести блог действительно сложно, и если это вы, то расслабьтесь, потому что сейчас работают и другие способы поиска и привлечения учеников.

    Каким должно быть объявление?

    Самое главное – это заголовок и фотография. 
    Заголовок лучше писать всеми заглавными буквами, потому что, как ни странно, такая маленькая деталь поможет выделиться среди других объявлений. В первой строке объявления не нужно начинать с приветствия, как многие пишут: «Здравствуйте, я преподаватель по-английскому». Важно сразу же писать, например, «Хочешь заговорить на английском?» или «Хотите чтобы ваш ребенок получал пятерки в школе?» и т.д. То есть вам надо с первой фразы попасть в проблему, с которой чаще всего приходят к вам ученики. Заметить проблемы можно даже по вашим текущим ученикам: понаблюдайте, с чем они чаще всего к вам приходят, какой у них основной запрос, и подайте его в форме вопроса. 

    Фотография должна быть обязательно четкой, с хорошим освещением, не закрытым лицом, потому что есть объявления, где репетиторы наполовину закрывают лицо учебником или волосами, и клиенту непонятно, как вы выглядите. Первое впечатление складывается по вашей фотографии. С первых секунд клиент должен понять, визуально приятен человек или нет. С этим критерием ничего нельзя поделать, потому что это невозможно предсказать реакцию на вас других людей. Но вы можете добавить фото, где вас будет хорошо видно, и вы будете создавать приятное впечатление. Смотрите прямо в камеру и будьте приветливы.

    В объявлении не надо упоминать все свои дипломы и достижения за все годы работы. Многие репетиторы ошибаются в том, что делают акцент на этом. Для клиента это не является информацией первостепенной важности. Не стоит писать в самом начале объявления и фразу: «Преподаю 20 лет, закончил Кубанский государственный институт». Намного важнее показать, какие вопросы вы решаете и чем конкретно вы можете помочь. Информацию об образовании и дипломах можно упомянуть позже. На Авито, например, есть отдельная графа, где вы можете указать ваше образование и сертификаты.  Больше информации о структуре объявления для Авито ищите в готовом шаблоне-инструкции в конце статьи.

    Подойдет ли одна структура объявления для всех сайтов?

    Нет. Для всех площадок размещения будет разный шаблон, так как каждая из них имеет свои различия. 
    На Профи.ру большую роль играет не анкета репетитора, а отклик на объявление от ученика. Если вы когда-нибудь оставляли заявку на этом сайте, то вы понимаете, как приходит клиент: он размещает объявление со своей проблемой, например, «Ищу репетитора по английскому для ребенка 10 лет», далее он выбирает репетитора (молодого, взрослого, опытного, носителя и т.д.), затем система сайта показывает ему всех репетиторов, подходящих под параметры. Далее объявление ученика публикуется, и все репетиторы могут оставлять свои заявки, контакты и отклики. Клиент выбирает среди всех этих откликов и дальше договаривается в личной переписке с выбранным репетитором. Как должен клиент обратить внимание на конкретного репетитора, если ему пришла тысяча откликов? Он не будет открывать и просматривать все анкеты, он примет решение по сообщению, которое вы ему написали при отклике. Если сообщение будет его цеплять и отвечать на его проблему, то он перейдет в анкету. Следовательно, первое, что надо наладить при работе с Профи.ру – это отклик и только второстепенно – анкету. 
    Шаблон для Авито подойдет для анкеты на Профи.ру, но не для отклика. Таким образом, чтобы вас выбрали, нужно написать грамотный отклик. Не такой, как и у всех: «Здравствуйте, меня зовут Татьяна, я преподаватель с таким-то стажем». Первой фразой на отклик вы должны дать понять, что ознакомились с запросом и готовы помочь. Чаще всего клиенты сразу пишут, что им необходима грамматика или говорение, поэтому используйте это для написания вашего отклика. Напишите, что на занятиях сделаете упор на интересующие темы и немного расскажите, как вы будете работать над решением сложностей клиента. Например, начните ваш отклик с фразы: «Ознакомился с вашим запросом на обучение. Готов взяться за него. Думаю, что сможем решить ваши проблемы в течение такого-то времени». Чтобы человек кликнул на ваш отклик, ему нужно понять, что его проблема решаема. Дальнейший текст отклика стройте уже по обычному принципу самопрезентации и рассказа о себе. Подобный отклик должен быть и в чатах.

    Какой формат работы сейчас наиболее востребован?

    Репетиторы, которые работают по низкой ставке за 300-700 рублей, будут продолжать работать в офлайне и ездить на дом к своим ученикам. Я регулярно вижу объявления на том же Профи.ру с такими требованием к преподавателю. Поэтому этот сегмент услуг, бесспорно, еще будет существовать. Всегда будут люди, которые считают, что офлайн круче, эффективнее, полезнее и дешевле, хотя это абсолютно не так. 
    Репетиторы, у которых средняя и высокая ставка, проводят занятия онлайн. Министерство образования опубликовало новость, что все репетиторские услуги в скором времени подорожают на 13-20%. Пока это еще не произошло, потому что в онлайне очень нестабильная ситуация: появляется большое количество репетиторов, которые прошли менторские курсы, на которых им сообщили, что нужно обязательно ставить сразу средний чек без опыта и достижений. Есть случаи, когда высокая ставка может доходить и до 10 000 рублей за час. Но при этом, учеников мало, потому что не все готовы платить такие суммы, если репетитор-новичок. Более распространенная ставка по низкому чеку – 1000-1200 рублей, для среднего чека  – от  2500 рублей, для высокого чека – от 4000 рублей за час (если это узкоспециализированный, краткосрочный или зарубежный запрос). Часто высокие ставки я наблюдаю у редких языков, например, греческого. Репетиторов по этому языку очень мало, а их ставка начинается с 4000 рублей за час, потому что таких специалистов немного, и у них нет конкурентов. 

    Учитель 2025 года, какой он?

    Во-первых, учитель в 2025 году должен быть гибким и подстраиваться под запросы ученика, проявлять чуткость к просьбам ученика и лояльность, то есть не отказываться, если ученик просит позаниматься на одном занятии только грамматикой, а включить это в план урока, не нарушая его структуру. Сегодня ученики не хотят жестких школьных учителей, они ищут понимания и компромисса. 
    Во-вторых, учитель в 2025 году должен быть современным. Главное требование, которое я сейчас замечаю в заявках учеников, это работа на интерактивных платформах или онлайн-досках. Ученикам хочется сегодня не просто заниматься по учебнику, а работать на платформе с элементами визуализации и дополнительные источниками, например, с видео из YouTube для дополнительной практики.

    В-третьих, учитель должен быть многозадачным, то есть не только работать, но и заниматься своим продвижением, потому что без этого у вас не будет новых учеников. Если вы не воспринимаете продвижение как свою вторую работу, это ваша ошибка. Вы можете классно преподавать, но кто об этом узнает, если вы не можете о себе заявить. Надо обязательно продвигаться на агрегаторах, вести соцсети, посещать различные конференции, форумы, читать статьи и изучать новые направления, регулярно просить себя рекомендовать друзьям и знакомым, помимо того, что преподавать. 
    50% преподавания и 50% продвижения – залог успеха современного репетитора.

    Важен ли личный бренд?

    Личный бренд сейчас набирает обороты. Причем это касается не только сферы репетиторства, а все потому, что происходит четкое разделение по доходу. На данный момент уже есть прямая зависимость дохода от количества подписчиков, а в последующие годы она будет только расти. Репетитор, у которого несколько сотен подписчиков, уже является более заметным и востребованным на рынке, чем репетитор, который не представлен в соцсетях. А если у вас не сотня, а тысячи подписчиков, то вообще может не быть потолка в доходе, так как вы можете использовать свой блог как площадку для продажи ваших продуктов. Плюс ученики сегодня тоже обращают внимание, ведет ли репетитор соцсети и где можно с ним поближе познакомиться, посмотреть, как вы говорите и подаете себя. Все это создает с вами дополнительное количество касаний и способствует увеличению заявок на уроки. Даже если у вас не спрашивают ваши соцсети, то вы можете дополнительно добавлять их в ваше сообщение об отклике, чтобы потенциальный ученик смог узнать вас ближе.  Это всегда имеет сильное влияние на клиента. Например, один из учеников, который пришел ко мне с Авито, как раз поделился отзывом, что выбрал меня своим репетитором, потому что увидел, как я веду Телеграм-канал, в котором у меня почти 1600 подписчиков. Этот факт помог ему принять решение, потому что он понял, что раз такое количество людей подписано на меня, то я опытный специалист, которого смотрят и прислушиваются. Таким образом, ведение соцсетей и количество подписчиков тоже помогут клиентам принять решение о работе с вами. 

    Среди соцсетей лучше всего прокачивать свой личный бренд через Инстаграм* и/или Телеграм. Вторая площадка даже становится популярнее и востребованнее, потому что многие репетиторы начинают вести свои телеграм-каналы и переходить на текстовые посты вместо визуальных картинок и видео в Инстаграм*. К тому же в телеграм можно очень быстро можно начать вести, так как для его создания достаточно просто написать несколько постов и оформить описание. В Инстаграм же нужно снимать себя на камеру, обучаться визуальной подаче и подстраиваться под алгоритмы.

    Работает ли платная реклама для продвижения репетитора?

    Таргет – отличный способ продвижения. Все мы скучаем по тем временам, когда он работал в Инстаграм*, потому что он помогал привлекать целевую аудиторию относительно дешево. Сейчас, к сожалению, это недоступно, но есть другие способы. Например, можно подключить таргет в ВКонтакте, Яндекс.Директе и МТС-таргет. Платное продвижение работает, как и прежде, просто немного изменились инструменты. Однако необходимо разбираться с этими инструментами и учиться настраивать рекламу, тестировать и выделять отдельный бюджет. Если вы готовы потратить 5000 - 10 000 рублей на это, то с высокой вероятностью вы получите результат.

    Воронки продаж для репетиторов, что это и как их создать? 

    Сегодня можно обойтись и без платной рекламы, используя соцсети и воронки продаж между ними. 
    Воронка – это путь клиента к продукту. Она может быть одноступенчатой и многоступенчатой. Одноступенчатая воронка, когда вы, например, опубликовали видео и в конце ролика попросили подписаться на вас. Тут нужно выполнить всего одно действие-касание. Многоступенчатая – это когда вы опубликовали видео, в котором рассказали, что дарите полезный гайд при оставлении комментария под видео – первое касание, потом человек получает этот гайд, читает его, и внутри он находит, что вы его куда-то еще приглашаете, например, на бесплатный урок – второе касание. Потом человек записывается на урок  – третье касание, приходит на урок – четвертое касание, и в результате продаете ему абонемент на занятия – пятое касание. Касаний с вами может быть сколько угодно, но качественная воронка обычно включает в себя от трех касаний и больше, потому что чем больше человек с вами взаимодействует, тем лучше он вас узнает и тем больше ему хочется с вами и дальше соприкасаться.

    Например, мне нравится воронка, которую мы делали с одной из коллег, проходившей у меня обучение. Она выкладывала статью в Яндекс.Дзен, плюс публиковала ссылку на эту статью в телеграм-канал. А внутри этой статьи был зашит подарок на то, чтобы пойти на бесплатный пробный урок. Получается, что человек видел в Телеграм пост с полезной статьей, читал статью и во время прочтения принимал решение о приглашении на бесплатный пробный урок.

    Все воронки хорошо работают через соцсети. Их можно применять даже в Авито. Например, в объявлении, где вы предлагаете свои услуги, можно привлечь внимание тем, что попросить человека, который прочитал это объявление, поставить «+» или написать слово «урок» в личные сообщения, чтобы получить скидку на первое занятие, например. Все обычно просто выкладывают объявление и ждут откликов, а вы такой фразой уже побуждаете человека к целевому действию, воздействуя на его внимание. Получается, что это тоже своего рода воронка: человек прочитал объявление, увидел, что нужно написать в личные сообщения какое-то кодовое слово, чтобы условно получить бонус.

    Какой стратегии продвижения придерживаться?

    Важно быть сапожником с сапогами. Если вы учите других людей английскому языку, то нужно показать, как вы сами говорите на нем. Если вы обучаете финансовой грамотности, то нужно показать, как вы распоряжаетесь деньгами. Я вижу многих репетиторов, которые ставят высокую ставку и считают, что они специалисты в своем деле, но у них нет ни кейсов, ни отзывов, ни образования, ни подтверждения того, как они говорят на языке.

    Сейчас еще одной стратегией для привлечения учеников является проведение  полноценных бесплатных уроков. То есть это должен быть такой же урок, как тот, который вы проводите за деньги, но бесплатно. Такой урок можно опубликовать на YouTube, где вы будете подробно, во всех деталях объяснять какую-либо тему и оттуда приглашать на пробный урок. И таким образом это будет работать, потому что человек уже видел вас, знает, что вы реально разбираетесь, и хочет продолжить обучение.

    Для того чтобы предлагать какие-либо дополнительные продукты лид-магниты необходимо понять свою аудиторию. Даже если у вас еще нет подписчиков, а только несколько учеников, с которыми вы занимаетесь, то по ним можно сделать срез: понять, что им больше всего нравится и интересно на ваших уроках. Например, они любят делать задания на расшифровку песни или смотреть видео. Можно также сделать опрос, что интересно вашей аудитории, и, исходя из этого, придумывать лид-магнит для привлечения новой аудитории. Например, сейчас у меня есть в работе коллега-репетитор английского и французского языков, у нее около 1000 подписчиков в Инстаграм*, несколько сотен в Телеграм, и она никогда не делала среди своих подписчиков опросы. Первым делом, когда мы приступили к работе, то мы начали с изучения ее аудитории, чтобы понять, какой контент ей надо делать, что можно предлагать в качестве лид-магнита. Мы выяснили, что всем ее подписчикам нравятся гайды по песням с переводом и заданиями, сделали такой файл и начали активно продвигать его в видеоформате. Изучайте вашу аудиторию и опирайтесь на ее вкусы. Но помните, что этот самый бонусный материал не должен быть для вас слишком времязатратным. В качестве бесплатного бонуса лучше всего предлагать гайды, рабочие листы, образовательные статьи и т п. Но помните, что при всем этом ваш бесплатный продукт тоже должен быть качественный и приносить реальную пользу.

    Как вы относитесь к пробным урокам?

    Я считаю, что пробные уроки обязательно нужны по нескольким причинам.

    Во-первых, это одно из первичных касаний с клиентом: вы смотрите друг на друга, знакомитесь и понимаете, сработаетесь ли вы. 
    Пробный урок должен длиться около 30 минут. У меня он разделяется на две части: знакомство и срез знаний (проведения урока, как он обычно у меня выглядит, но в сокращенном варианте). На пробном уроке я диагностирую человека, узнаю, какие у него цели, и рассказываю, как мы будем к ним идти. Именно поэтому у меня стопроцентная конверсия с пробных уроков. 

    Есть такая проблема у некоторых репетиторов, когда они слишком стараются понравиться на первом задании, делают экстраординарный урок, тратят на его создание очень много времени, но клиент не остается. На самом деле все, что нужно было сделать, это просто продиагностировать человека и пообщаться. Рассказать, какая у вас будет программа и за какое время вы дойдете до желаемого им результата.
    В конце пробного урока нужно по возможности договориться о следующем занятии. Я не делаю скидки, но  знаю, что довольно популярно предлагать некую систему лояльности со скидкой на абонементы, которые стоят немного дешевле, чем единоразовая оплата, например, при оплате абонемента стоимость одного занятия будет 2500 рублей, а не 3000 рублей.  Это может стать небольшим стимулом для покупки, а вы сможете расчитывать на долгосрочные отношения.

    Какие инструменты автоматизации и аналитики вы используете для оптимизации процесса набора учеников?

    Считаю, что всем репетиторам, вне зависимости от количества учеников, надо вести базу клиентов. Это должна быть таблица с полной информацией о том, кто ваш ученик, какой у него уровень знаний, откуда он пришел, сколько он приносит вам денег в месяц. Если вы не ведете базу, то вы не понимаете, откуда ваши деньги и как их количество можно приумножить, не знаете, какой формат работы приносит вам самые высокие и низкие продажи, и не представляете, как это оптимизировать.

    Вести базу можно в Google Таблице или в Заметках. Неважно где, но обязательно это делать. 

    Для автоматизации вашей работы я бы еще рекомендовала создать лист ожидания в Google Формах, например, которую заполняют желающие записаться к вам на занятия. Так клиенты самостоятельно заполняют о себе данные, пишут пожелания и ожидания от уроков. Благодаря этому вы будете понимать, с чего начинать работу с таким клиентом и как впоследствии с ним взаимодействовать. Например, можно ли объединить его в с кем-то в пару для мини-группы или добавить в группу. Плюс ученик сразу видит, что им интересуются, и это является частью вашего сервиса. Это работает также, как  при покупке брендовой сумки. Когда вы покупаете сумку, вам говорят, что ее сейчас нет в наличии, но запишитесь в очередь, и мы вам обязательно позвоним и оформим для вас предзаказ. Также это работает и с обучением. Обычно такая форма для заполнения высылается заранее потенциальным ученикам, которые уже проявили желание прийти к вам на пробный урок.

    Что бы вы пожелали репетиторам в 2025 году?

    Не бойтесь продвигаться, это необходимо, и это часть вашей работы. Поставьте процесс продвижения на поток и привлекайте клиентов. 

    Не бойтесь проявляться, но найдите для этого комфортный для вас способ. Не обязательно вести в соцсети, можно научиться работать с агрегаторами. 

    Делайте все вышеупомянутые действия регулярно, выделяя на это время.  


    Об авторе:

    Виталия Филатова,

    онлайн-преподаватель английского языка для взрослых и наставник преподавателей по продвижению, который научит искать учеников даже не в сезон.


    “Онлайн-обучением я начала заниматься еще на первом курсе института. Моим первым учеником был шестиклассник. Я преподавала ему английский язык. Из-за отсутствия опыта работы я не знала ни как проводить занятия, ни как общаться с родителями, поэтому наше сотрудничество долго не продлилось, но зато это дало мне хороший профессиональный рост. После первого опыта работы я стала набирать новых учеников и развивать блог, где просто рассказывала о том, как я провожу уроки, какие придумываю идеи для занятий и так далее. Получалось так, что на мой блог начали подписываться в основном коллеги-репетиторы. Следовательно, я начала больше делиться тем, что интересно другим преподавателям. Немного позже я начала запускать свои проекты, создала разговорный клуб, который до сих пор работает, и стала запускать свои мини-продукты и давать консультации. Сейчас я помогаю преподавателям в продвижении и в поиске учеников, а также являюсь действующим преподавателем английского языка для взрослых”. 

     

    Образование: 

    Высшая школа Экономики, факультет филологии, 2022 г.

    Сертификаты и повышения квалификации

    Опыт: 6 лет репетитором английского языка, 2+ года консультантом репетиторов

    Контактные данные: 

    Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)

    Телеграм 

    Бот-помощник с услугами репетитора

    Шаблон объявления для Авито 


    Список чатов в Телеграм для откликов:

    https://t.me/+5urBG_ZXFS0xMzUy

    https://t.me/+z-0qO00dsWo5MGZi

    https://t.me/fivetutors

    https://t.me/studentsfortutors/14944

     

     

     

    Пользуясь нашим сайтом вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies.