Как превратить уроки английского в игру?
В современном образовательном процессе игровые механики становятся все более популярными, особенно при изучении английского языка. Они помогают сделать уроки мотивирующими для учеников всех возрастов. Костюченко Юлия – репетитор английского и французского языков для школьников и взрослых поделилась игровыми приемами, которые можно использовать на уроках, чтобы повысить интерес и вовлеченность учеников.
Что такое «геймификация» и «игровая механика»? В чем отличия?
Корни геймификации уходят в 1980-е годы. Ричард Бартл, один из первых исследователей многопользовательских онлайн-игр, предложил концепцию превращения неигровых задач в игровые. Сам же термин «геймификация» появился в 2002 году благодаря программисту Нику Пеллингу. Сегодня геймификация – это использование игровых элементов для повышения мотивации и вовлеченности в любую деятельность, будь то учеба или работа, с целью достижения лучших результатов. Геймификация ставит задачей заменить привычные рабочие и учебные процессы, интересные и не очень, на игровые цели.
Игровые механики представляют основу геймификации – это набор правил и действий, которые определяют, как игрок взаимодействует с игрой. Это фундамент любого игрового процесса – от простых настольных игр до сложных компьютерных. Ассоциируя игру с развлечением, ученики часто сами не замечают, как достигают своих образовательных и социальных целей.
Зачем играть в игры на уроках?
Игра – это катализатор обучения. Она делает процесс познания ярким и запоминающимся.
Если полагать, что урок иностранного языка – это и есть некая игра, в которую ученики погружаются с первых минут, притворяясь, что могут говорить только на английском, то можно рассматривать весь урок игрой. Соотношение иностранного языка к родному на уроке должно быть в соотношении 75% к 25%, либо же проходить полностью на иностранном языке. Основная идея такого геймифицированного урока заключается в том, чтобы превратить обучение в увлекательное путешествие, где каждый шаг – это новый уровень, новое достижение и новая награда.
Если же рассматривать игровые механики как часть урока иностранного языка, это не просто развлечение, а эффективный методический прием, основанный на глубоком понимании психологии обучения.
Учебная деятельность предполагает постановку целей. Как глобальной и конечной например, достижение определенного языкового уровня, так и микроцелей например, изучение лексики по теме «Кафе» и применение фраз в реальной жизни. В таком случае игры на уроках английского языка не просто повышают мотивацию, усиливают желание изучать язык, но и погружают в языковую среду, имитируя реальные коммуникативные ситуации, что позволяет ученикам практиковать язык без стресса реальной жизни и снять языковой барьер.
Какие навыки и умения развивают игры?
Среди важных языковых навыков можно выделить:
- Развитие социализации: коммуникации и сотрудничества. Игры способствуют развитию навыков общения на иностранном языке. Например, ролевые игры, где нужно вести диалоги с другими игроками или дебаты на различные темы. Командные игры учат работать в группе, координации действий между всеми игроками и достижении общих целей. Например, в квестах, где нужно решать задачи сообща.
- Развитие когнитивных функций (внимание, память, мышление). Например, для улучшения памяти можно играть в игры, требующие запоминания правил, последовательности действий или информации, а для тренировки внимания и концентрации – в игры, где нужно сосредоточиться на нескольких задачах одновременно или отслеживать изменения. Для логического мышления – в разные стратегические игры и головоломки, которые требуют анализа информации, выдвижения гипотез и принятия решений.
- Одновременная тренировка сразу нескольких аспектов языка. Игры предоставляют множество возможностей для практики устной речи – говорения (speaking), развития навыки восприятия речи на слух – аудирования (listening), чтения и понимания прочитанного (reading) и письменной речи (writing).
- Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта. Игры помогают научиться управлять эмоциями, справляться со стрессом и неудачами, что формирует адекватную самооценку и повышает уверенность учеников в себе.
На что опираться при выборе игры для урока?
При выборе игры необходимо учитывать следующие факторы:
- Возраст учащихся.
- Уровень владения языком.
- Тему урока.
- Цели урока.
- Интересы ученика.
Общие принципы игры подразумевают:
- Четкую цель: определите, чему именно вы хотите научить учащихся в процессе игры. Цель должна быть конкретной и достижимой.
- Ясные и понятные правила: формулируйте правила игры просто, чтобы все участники понимали, что от них требуется.
- Ограничения по времени: установите временные рамки для игры, чтобы поддерживать интерес учащихся и не позволять им отвлекаться.
- Соблюдение правил всеми участниками игры.
Придерживаясь этого плана и принципов, можно подобрать игровые механики, соответствующие целям обучения английского языка.
Каких ключевых принципов геймификации придерживаться?
Как для оффлайн, так и для онлайн занятий принципы будут одинаковые, что значительно облегчает подбор игровых механик для учеников любых уровней.
Ключевые принципы геймификации в образовании:
- Система прогресса. Любая игра должна иметь систему усложнений, делиться по уровням или этапам, каждый из которых соответствует отработке определенной темы или развитию навыка. Если в игре будут визуально отображены достижения ученика, то это будет способствовать заинтересованности самой игрой. В конце игры должна быть награда. Если для учителя очевидно, что награда – это знания, то для ученика это абстрактное понятие, которое никак не влияет на его мотивацию проходить игру. Поэтому важно заранее продумать награду и систему поощрений за достижение определенных уровней или выполнение заданий.
- Балльная система. Игра сразу станет интереснее, если будет видно количество набранных очков за выполнение действий в игре. Если вы проводите занятия оффлайн или в гибридной форме, онлайн и оффлайн, то можно еще продумать систему обмена баллов на оценки или другие мини-награды, например, стикеры или печатки.
- Соревновательный элемент. Игра – это принцип, где у ведущего и игрока есть конкретная цель, определенные условия, частью чего является соревновательный дух. Рейтинги и списки лидеров в конце игры отлично мотивируют учеников стремиться к новым результатам.
- Обратная связь. В процессе игры преподаватель наблюдает за мыслительной деятельностью и может проинформировать ученика о правильности его действий, оценив в моменте степень закрепленности пройденного материала.
Есть ли минусы геймификации в обучении?
Успешная реализация геймификации требует от педагога значительных усилий. Необходимо предусмотреть различные сценарии развития событий и просчитать определенные риски, которые могут возникнуть, если не уделять достаточное внимание организации процесса.
Минусы геймификации и возможные проблемы:
- Подмена целей и их несоответствие. Чрезмерное увлечение игровыми элементами может привести к тому, что ученики будут больше сосредоточены на получении наград, чем на освоении учебного материала. Избегайте того, чтобы игры отвлекали учеников от основной задачи. Если ученик пришел к вам с целью обучения коммуникации в бизнес-среде, то игра по типу «Запомни картинку и соедини со словом» будет скорее излишней.
- Сложность реализации и технические сложности. Внедрение геймификации требует от учителя значительных временных, творческих, а иногда и материальных затрат. Продумайте этот момент заранее.
- Зависимость. Чрезмерное увлечение играми может привести к зависимости и снижению мотивации к другим видам деятельности. Сочетайте игровые элементы с традиционными методами обучения.
Следовательно, игры на уроках английского языка могут быть эффективным инструментом обучения, но их применение требует взвешенного подхода. Однако при наличии опыта, профессионализма преподавателя и понимания цели можно любую игру сделать соответствующей учебной задаче.
Сколько процентов учебного времени должна занимать геймификация?
Игры и игровые механики сегодня превалируют на уроках. Стандартное изложение материала с теорией на все занятие давно изжило себя, оно не эффективно. Сегодня даже объяснение материала стоит делать в интерактивном формате, чтобы включить учеников в работу. Оптимальное количество времени для геймификации – это индивидуальный вопрос, который должен решаться каждым учителем. Главное помнить, что геймификация должна служить средством достижения учебных целей, а не самоцелью.
Классический урок английского и любого иностранного языка состоит из:
- Разогрева (Warm-up), чтобы вспомнить, что было на предыдущем уроке, и погрузиться в процесс обучения.
- Основной части (Instruct and Model), где преподаватель рассказывает новую тему, дает новые слова, грамматику, лексику и т.д.
- Контролируемой практики (Guided Practice), чаще всего с выбором ответа, когда ученик выбирает из нескольких предложенных вариантов.
- Свободной практики (Independent practice) с упражнениями со звездочкой, где рекомендовано проявить и речевые навыки.
- Проверки усвоенного материала (Wrap-up) с вопросом о том, что из урока запомнил ученик и что ему больше всего понравилось.
Игра и игровые элементы зачастую присутствует либо в контролируемой практики (20-30 минут) либо в свободной практике (20 минут). Это не значит, что вся ваша практическая часть должна состоять из игр. Можно создать 1-2 игры для отработки по теме и изменять план в течении урока, ведь невозможно со 100% уверенностью предсказать успешность игры.
С детьми на уроках надо играть больше, чем со взрослыми?
В целом с детьми не получится работать так, как со взрослыми. Их ведущая деятельность – игровая. Роль учителя при работе с детьми сильно отличается. У детей в силу возраста не до конца сформированы определенные когнитивные функции, отсутствует способность к категоризации и систематизации информации. Поэтому с детьми действительно надо больше играть и строить урок в игровом формате.
Взрослые понимают теоретическую информацию и способны обобщать данные, обладают дедукция и индукцией, поэтому с ними можно играть сложнее и интереснее. Со взрослыми правильнее говорить не о количестве игр, а об их качестве и целесообразности. Ведь для них они должны быть тщательно подобраны и соответствовать учебным целям.
Как удержать внимание учеников во время онлайн-занятия?
Применяйте стандартные техники удержания внимания. Все уже привыкли к быстро меняющейся информационной среде, поэтому создать и поддерживать интерес к уроку может быть непросто. Но это возможно с помощью:
- Интерактивности. В этом вам поможет использование онлайн-платформ, но не просто добавляйте на них учебник, а придумывайте новые, неожиданно всплывающие фишки и приемы. Включайте также в урок интерактивные элементы: викторины, опросы, игры, ролевые игры, чтобы ученики не просто пассивно слушали, но и активно участвовали в процессе. Сегодня преподавателю важно знать, как работает простая анимация, чтобы с ее помощью удерживать внимание и создавать эффект непрекращающейся игры.
- Дизайна. Сейчас основной упор стоит делать именно на него. Чем ярче и запоминающееся будет ваша презентация материала, тем больше интереса она вызовет. Всем давно наскучили одинаково оформленные учебники, пора проявлять креатив.
- Чередования форматов и деятельности. Не стоит ограничиваться только грамматикой или чтением. Добавляйте просмотр видео или презентаций, обсуждение текстов, песни и игры. Все это поможет сделать урок более интересным и наглядным.
- Персонализации обучения по интересам ученика. Личный подход вызовет неподдельный интерес к любому вашему заданию.
- Технической части: стабильное интернет-соединение, хорошая картинка и звук – база любого онлайн-занятия. Не пренебрегайте этой важной составляющей.
Экспериментируйте и ищите новые подходы, которые лучше всего работают с вашими учениками.
Какие игры создавать и в какие играть на уроках английского языка?
Игры на уроках английского – это универсальный инструмент, который помогает сделать процесс обучения интересным и разнообразным, окунувшись в языковую среду и создав прочную основу для дальнейшего изучения языка.
В какие игры играть на уроках английского языка?
- Для повторение лексики: лото, карточки, кроссворды, викторины, например, «Рисунок с объяснением (Pictionary)», «Виселица (Hangman)», «Горячее кресло (Hot seat)».
- Для отработка грамматических конструкций: ролевые игры, упражнения на трансформацию предложений, игры с перемещением предметов. Например, «Правда или ложь (True or False)», «Преобразуй предложение (Change the statement)», «Взломай код (Crack the code)».
- Для развитие навыков говорения: дебаты, составление историй, проведение шоу, интервью, составление ассоциаций по типу игр «Снежный ком (Snowball)», «Угадай слово (Guess the word / Crocodile)», «Кто я? (Who am I?)» или «Две правды и одна ложь (Two truths and a lie)».
- Для аудирования: диктанты, игры с песнями, аудиозагадки. Такие как «Найди ошибку (Find the mistake)», «Угадай мелодию (Guess the melody)», «Аудиорассказ (Audio riddles)».
- Для чтения: поиск информации в тексте, составление рассказов по картинкам на основе прочитанного текста.
- Для письма: составление писем, рисование комиксов, написание сообщений другу или публикаций на английском языке в соцсети.
Преимущество игр в том, что их можно применять как на онлайн, так и оффлайн уроках. Ограничений нет.
Возможно ли все игры адаптировать под онлайн-занятия?
Несмотря на ограничения, связанные с физическим пространством, онлайн-формат открывает перед учителями безграничные возможности для создания увлекательных и разнообразных игр. С помощью современных технологий можно адаптировать любую игру и превратить занятие в беспрерывную игру.
Какие онлайн-инструменты и платформы использовать для проведения уроков английского языка?
Выбор онлайн-инструментов и платформ для проведения уроков английского языка очень широк и зависит от ваших конкретных целей и доступности ресурсов.
Для онлайн уроков вам понадобятся:
- Видеозвонок: Yutu Class, Zoom, Google Meet, Skype, Яндекс.Телемост.
- Онлайн-доска: Yutu Class, Miro, Jamboard и др.
- Универсальные платформы для создания онлайн-учебника и игр: Yutu Class
- Полезные сайты и приложения: Yutu Class, Quizlet (карточки для запоминания слов и игры на отработку лексики), Memrise (мнемонические техники), ISL (банк материалов), ESL Games и IslCollective (готовые игры, материалы и презентации), Course Hero (для чтения краткого содержания самых популярных книг на английском языке и инфографики персонажей), Linga (приложение для чтения на русско-английском), Cake (приложение с отрывками из фильмов на английском), Replika (общение с ИИ аватаром как с носителем), Accent training (фонетические задания для работы над произношением).
- Библиотеки аутентичных аудио- и видеоматериалов: YouTube, British Council LearnEnglish, BBC Learning English, BBC:World News.
- Инструменты для создания интерактивных заданий и игр: Yutu Class, Genially, Wordwall.
- Инструменты для создания презентаций: Google Slides, PowerPoint, Canva.
Для создания геймифицированного учебного процесса необходимо использовать образовательные игры, интерактивные платформы и приложения одновременно, постоянно сменяя деятельность. Правильно подобрав платформу, которая будет соответствовать всем вашим учебным целям, вы сможете хранить все в одном месте и с легкостью превратить ваши занятия в увлекательную игру. На Yutu Class объединены многие элементы геймификации. Например, видеозвонок, онлайн-доска, создание викторин, опросов и игр, а также добавление мультимедийных материалов: аудио, видео и презентаций.
Важнее всего, что в Yutu Class есть конструктор интерактивных игр и множество шаблонов для быстрого сбора любой игры для учеников разных возрастов. Здесь есть 5 основных шаблонов, в которых еще дополнительно представлены разные форматы игр. Всего можно создать 13 различных типов заданий для учеников.
Например, для урока с детьми 5-10 лет по теме «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» (Countable and uncountable nouns) я применяю многие игровые шаблоны Yutu Class.
Так, для подачи основной информации в интерактивном формате, изучения и повторения слов по теме еда (food), я создаю информационную игру с карточками еды, которую сегодня будем изучать на уроке и добавляю песню-видео, чтобы проще было запомнить произношение продуктов.
Для разминки применяю буквенный шаблон «Ребус» или «Слоги» чтобы ученик повторил и лучше запомнил новые слова, связанные с темой, то есть собрать слово «milk» (молоко) из букв «m, i, l, k» или слово «chocolate» (шоколад) из слогов «сho-co-la-te», если ребенку пока сложно запомнить порядок каждой буквы в слове . Затем для закрепления пройденной теории лучше всего дать игру из раздела логического шаблона «Найди пару», чтобы ученик определил, являются ли существительные эти слова исчисляемыми или неисчисляемыми и объяснил свой выбор (например, apple – countable, water – uncountable). Если ученику еще требуется время на изучение материала, то можно предложить текстовый квиз, где на картинке изображена, например «water» (вода), а ученику нужно выбрать из двух предложенных вариантов, будет ли существительное исчисляемым (countable) или неисчисляемым (uncountable).
Дети обожают игровой шаблон «Шарики», где на экране появляются шарики с картинками слов, а ученику надо лопнуть только те шарики, в которых находятся, например, исчисляемые существительные. Такое задание отлично подходит для конца занятия.
Сегодня ни один мой урок не обходится без подобных интерактивных играм, ведь именно благодаря играм я могу сразу видеть уровень усвоенности материала и с точностью оценить на какие аспекты еще стоит сделать упор. И взрослые, и дети обучаются с удовольствием играя в игры, даже не замечая, что прикладывают для этого особые усилия. С помощью инструментов Yutu Class можно удерживать внимание учеников на теме занятия и мотивировать их на учебу, не переходя по сторонним ссылкам. А самое главное, что на подготовку таких заданий не уходит много времени.
Геймифицируйте свои занятия. Начните с малого: простые игры помогут вам легко вовлечься в процесс геймификации. Игры не только разнообразят ваши уроки и сделают их интереснее для учеников, но и откроют ваши творческие возможности. Что может быть приятнее, чем видеть, как ваши ученики с увлечением играют в игры, созданные вами?
Об авторе:
Костюченко Юлия,
репетитор английского и французского языков для школьников и взрослых.
“Еще в школьные годы я поняла, что у меня есть способность к языкам, а по завершению школы точно знала, что вся моя последующая жизнь будет с ними связана. Увлечение английским языком подтолкнуло меня к изучению нового для меня языка – французского в университете, где я с нуля изучила всю структуру языка, грамматику, лексику и изучила методику преподавания иностранных языков. Первые шаги в репетиторстве я сделал еще во время учебы, помогая младшим школьникам осваивать английский язык и параллельно преподавая в частной школе французского языка, где обучение проводилось исключительно на французском. Это дало мне колоссальный опыт работы с людьми разных возрастов и навсегда связало мою судьбу с языками. Сегодня репетиторство позволяет мне совмещать работу с другими интересами и проектами”.
Образование:
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Филология (французский и латинский языки) - 2013-2017 гг.; Филология.перевод (французский и английский) - 2017-2019 гг.))
Опыт: более 8 лет
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)