Сезон гриппа и простуд – настоящее испытание для педагогов. Как сохранить здоровье, не уменьшая количество уроков и качество обучения? В этой статье аллерголог-иммунолог Мирзаева Анжела Казбековна делится советами по организации рабочего процесса, личной гигиене и укреплении иммунитета.
Существуют ли сезонные заболевания?
Вирусы циркулируют круглый год, но их концентрация может меняться. Например, ультрафиолетовое излучение поверхности Земли в летний период уменьшает количество вирусов, и они погибают. Также в летний период помещения чаще проветриваются, что сильно снижает концентрацию вирусов, поэтому люди болеют в легкой форме и намного реже, чем в осенне-зимний или зимне-весенний периоды.
В средней полосе России, где есть четкая сменяемость сезонов, грипп встречается во все времена года, но в определенных регионах можно наблюдать, что заболеваемость гриппа будет выше весной или зимой. Так, в Москве я наблюдаю, что рост заболеваемости увеличивается ближе к январю, а на юге России – в весенний период, в марте или апреле. Реже заболеваемость начинается в сентябре.
Что такое здоровье?
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) дает определение здоровья касательно не только педагогов, но и всех людей. Так, оно включает комплекс физического, психического и духовного состояния человека, который может обеспечить активное и продуктивное выполнение его профессиональных функций вне зависимости от профессии. Если все эти функции работают исправно, то человек может противостоять негативным факторам внешней среды. Он стрессоустойчив и может создавать профессиональную среду вокруг себя.
Какие заболевания встречаются в осенне-зимний период?
Их очень много. В целом в течение года циркулирует более 200 вирусов. Мы привыкли акцентировать внимание на гриппе, потому что он протекает очень тяжело, с интоксикацией организма и высокой температурой. Вирус гриппа просто выбивает человека из колеи, и он не может выполнять свои привычные функции. Он поражает человека и заразен для окружающих, поэтому в этот период рекомендовано брать больничный отпуск. Стоит помнить, что в принципе, грипп – смертельно опасное заболевание.
Большое внимание стоит уделить и такому заболеванию, как коронавирус COVID-19. Сейчас уже намного больше людей может противостоять ему, потому что иммунитет сформировался. Но все-таки, по моим наблюдениям, очень тяжело многие его переносят, особенно взрослые. Он сопровождается длительным кашлем с интоксикацией и с развитием пневмонии, которые мешают человеку выполнять его профессиональную деятельность. Он не может долгое время выходить на работу и приостанавливает ее минимум на одну-две недели, а симптомы болезни остаются до месяца, например, кашель, который будет мешать работать и пугать окружающих.
Необходимо отметить и микоплазменную инфекцию, которая также сопровождается кашлем. В этом году было немало случаев этого заболевания. Микоплазмоз – это не вирусное заболевание, это внутриклеточный паразит, вызванный бактерией Mycoplasma pneumoniae, который передается воздушно-капельным путем и поражает легкие, вызывая пневмонию. Микоплазмоз опасен тем, что инфекция может поразить не только дыхательную систему, но и другие жизненно важные органы и системы организма, такие как сердце, головной мозг, нервную и кровеносную системы и опорно-двигательный аппарат, приводя к серьезным осложнениям.
Из-за того, что сейчас многие избегают вакцинации и распространяют информацию, что вакцинация наносит только вред, то мы стали наблюдать большее количество инфекций, которые бы могли взять под контроль с помощью вакцинации. Например, коклюш. Он тоже сейчас распространен. Иногда его путают с вирусом гриппа, так как они имеют схожую симптоматику: сильный и длительный кашель. Однако, в отличие от гриппа, коклюш требует назначение антибактериального препарата из группы макролидов в первые же дни заболевания, потому что остальные препараты на него не подействуют. Если вовремя его распознать и начать лечение, то можно предотвратить воздействие на мозг, где раздражается кашлевой центр и человек очень долго, месяцами, мучительно кашляет. Именно поэтому важно вовремя обратиться к врачу, чтобы диагностировать заболевание.
В общем, в осенне-зимний период встречается огромное количество вирусов, например, аденовирусы, энтеровирусы и норовирус. Некоторые переносятся легко, практически бессимптомно: просто пару дней посопели, покашляли, почихали, и все прошло. Но человек, который впервые сталкивается с вирусом и не имеет антител для борьбы с ним, то болеет в тяжелой форме, с высокой температурой и осложнениями. А ребенок в детском саду, например, слег с температурой, потому что он впервые столкнулся с этим заболеванием, и его организм еще не знает, как сопротивляться. У него еще не выработался иммунитет.
Какие существуют общие закономерности динамики работоспособности педагогов?
Современные учителя сталкиваются с непростыми условиями профессиональной деятельности. Они подвергаются значительным стрессовым нагрузкам из-за повышенных требований к их личным качествам, изменениям роли в образовательном процессе и перехода на новые методы работы. Новые профессиональные требования приводят к постоянному увеличению объема информации и интеллектуальной нагрузки. В результате к концу учебного года многие преподаватели и учителя чувствуют усталость, опустошение, раздражительность и социально-профессиональную изоляцию, не ощущая полной реализации своих возможностей. Это характерные признаки ухудшения профессионального здоровья.
Динамика работоспособности преподавателей циклична и делится на 5 периодов:
1. Врабатывание, когда постепенно повышается работоспособность. Педагог находится на подъеме сил. Он ориентирован на высокие показатели итуверен в своих силах и обладает высокой мотивацией.
2. Устойчивый период, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме, с высокой и устойчивой продуктивностью. В этот период педагог чаще всего испытывает комфорт в работе.
3. Переутомление, когда работоспособность неустойчива или когда происходит компенсация и организм перестраивается.
4. Утомление и «конечный порыв», когда преподаватель работает за счет волевого фактора и стремления прийти к большей цели. Его утомление нарастает, и у него не остается сил ни на что. Работоспособность постепенно снижается, а режим работы является экстремальным для педагога, так как может привести к хронической усталости. Усталость зависит от многих факторов, таких как возраст, состояние здоровья, зрелость организма, окружающая обстановка. Если педагог продолжает работать в таком состоянии, это приводит к полному истощению организма.
5. Восстановление характеризуется снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов организма.
Какая формула здоровья?
Каждый врач может создать свою формулу, и она будет правильной. Формула подбирается индивидуально в зависимости от множества параметров (возраст, образ жизни, внешние условия, наследственность и медицинская помощь) каждого человека.
Но есть определенные критерии, которые точно помогут вам сохранить здоровье:
- Отсутствие вредных привычек (курение и алкоголь).
- Физическая активность (спорт хотя бы 20 минут или ходьба от 3 километров в день) и закаливание (метод доказанный иммунологами при условии, что человек здоров и может прибегать к такому способу оздоровления).
- Питание (5 порций свежих овощей и фруктов в день или до 1 килограмма в сутки. Кажется, что это очень много, так как в нашей культуре питания это не заложено, а фрукты и овощи не всегда есть в доступе круглый год. На самом деле доказано, что именно такое количество овощей и фруктов способно дать достаточное количество клетчатки, необходимой для формирования правильной флоры кишечника. А она, в свою очередь, влияет и на работу мозга, и состояние иммунитета и сердечно-сосудистой системы, а также дает нам комплекс витаминов и минералов, которые нужны нам для правильного функционирования организма. БАДами и витаминами не заменить все полезные свойства свежих фруктов и овощей. Вовсе не обязательно покупать самые дорогие и экзотические фрукты и овощи. Можно есть любые сезонные фрукты и овощи. Желательно, чтобы они были разноцветной гаммы).
- Нормальное артериальное давление. Для каждого человека оно свое: для одного – 110 на 70, для другого – 90 на 60. Но артериальное давление не должно быть выше 140 на 90 миллиметров, потому что все, что выше – это гипертония, и такое давление может привести к риску развития инфарктов и инсультов.
- Общий холестерин ниже 5 мм на литр. Холестерин – это жироподобное вещество, необходимое организму для построения клеток, производства гормонов и витаминов. Его должно быть достаточно. Однако не весь холестерин одинаков. Его можно условно разделить на два типа: «хороший» и «плохой». «Плохой» холестерин (липопротеины низкой плотности, ЛПНП) – это тип холестерина, который может откладываться на стенках сосудов, образуя бляшки и сужая их просвет. Он может привести к развитию атеросклероза, сердечных приступов и инсультов. «Хороший» холестерин (липопротеины высокой плотности, ЛПВП) помогает удалять избыток холестерина из сосудов и переносить его обратно в печень для переработки. Таким образом, «хороший» холестерин помогает предотвращать образование бляшек.
- Стабильный вес. Ожирение и недостаток веса – это тоже факторы нездоровья. Я, как аллерголог-иммунолог, практически не обращаю внимания на ожирение. Только при некоторых заболеваниях, например, бронхиальной астме. Но как бы мы толерантно не относились к внешности людей, но лишний или недостаточный вес влияет на общее состояние организма. Надо следить за своим весом, чтобы не развились другие болезни, такие как диабет.
Проверьте свое соотношение роста к весу с помощью индекса Кетле и придерживайтесь табличных норм. Он рассчитывается для взрослых мужчин и женщин от 20 до 65 лет: возведите свой рост в метрах в квадрат, потом массу тела в килограммах разделить на полученную цифру. Например: рост 165 см, вес 55 кг. Значит, 55 : (1,65 * 1,65) = 20,2. Полученная цифра и будет вашим индексом.
Норма для мужчин — 19-25. Для женщин — 19-24;
Менее 18,5% — дефицит массы тела и низкий риск сопутствующих заболеваний;
25-29,9% — дефицит массы тела и повышенный риск сопутствующих заболеваний;
30-34,9% — ожирение I степени и высокий риск сопутствующих заболеваний;
35-39,9% — ожирение II степени и очень высокий риск сопутствующих заболеваний;
40% и более — ожирение III степени и чрезвычайно высокий риск сопутствующих заболеваний;
Как распознавать первые признаки утомления и ранние симптомы заболеваний?
Первые симптомы переутомления – непроходящее чувство усталости. Например, человек вечером уставший ложится спать, но просыпается в таком же состоянии, так как он не восстанавливается за ночь. Очень частым признаком переутомления является бессонница. Когда сон неполноценный, либо он отсутствует, либо прерывистый, с ранними подъемами в 4-5 утра. Такие проблемы часто наблюдается у женщин во время климакса, когда происходит перестройка организма и меняется соотношение эстрогена и прогестерона. При переутомлении у человека также могут обостряться хронические заболевания, поэтому следует более внимательно относиться к своему состоянию и предотвращать кризисные периоды переработки. Конечно, нередко недосып является и симптомом какого-то заболевания, например, гипотиреоза, диабета или эндокринных нарушений.
Следующие тревожные признаки: ощущение слабости посреди дня, нежелание проявлять активность, сонливость, апатичность и исчезновение чувства радости и удовлетворения от привычных ранее любимых вещей и действий.
Среди симптоматических признаков может встречаться внезапная головная боль и изменение пищевого поведения (снижение или повышение аппетита).
Какие меры необходимо принять при появлении первых симптомов переутомления?
Самое страшное, что того человека, который уже себя довел до переутомления, очень сложно убедить, что пора что-то менять. Но если человек сознательный, то первое, что он должен сделать – выспаться. Я всегда говорю это всем своим пациентам, которые часто жалуются на сниженный иммунитет и усталость. Плохой сон – проблема 21 века, века высоких технологий, потому что люди жертвуют сном ради времени, проведенному за гаджетами. Необходимо ограничить использование гаджетов перед сном и не злоупотреблять ими. Лучше всего ложиться спать в 21:00, чтобы заснуть к 22:00, если вы испытываете проблемы со сном. Бывает, что это сложно сделать физически, так как некоторые позже заканчивают работать. Но тогда хотя бы попытайтесь лечь в кровать до полуночи и за 2 часа до сна не прикасаться к гаджетам. Для лучшего засыпания вы можете включить фоновую музыку с успокаивающими медитативными звуками или звуками природы, или включить легкую не стрессовую аудиокнигу. Если у вас патологическая проблема, связанная со здоровьем, которая мешает вам спать, то нужно обратиться к врачу, например, сомнологу, который занимается исследованием сна. Либо пройдите консультацию у невролога или психиатра, так как иногда требуется не просто налаживание сна, но и временное медикаментозное лечение.
Второе, что необходимо сделать, – пересмотреть свою активность в течение дня. Возможно, что вы сильно устаете в течение дня, и ваши действия отнимают у вас все силы, то есть ваша нагрузка во много раз больше, чем ваш организм может вынести. В таком случае оцените, что вы можете делегировать, чтобы разгрузить себя. Не взваливайте все на свои плечи.
Третье – проверить наличие патологических проблем. Если у вас на фоне переутомления уже развились какие-то патологические состояния, например, гипертония, то стоит обратиться к кардиологу, чтобы он назначил препараты для ежедневного приема пожизненно, потому что только так можно удлинить жизнь и улучшить самочувствие. Если человек постоянно хочет спать, очень плохо себя чувствует, а при обследовании выясняется, что это повышенное артериальное давление, а не переутомление, то кардиолог может выписать гипотензивные препараты, которые нормализуют давление. Тогда человек станет активным, начнет высыпаться, и его жизнь наладилась. Что в итоге наладит рабочий процесс.
Четвертое – уменьшить количество стресса, так как он тоже отнимает силы и негативно сказывается на организме. Например, если человек любит смотреть новости и листать социальные сети, чтобы узнать обо всем, что происходит в мире, и при этом очень впечатлителен (перестает спать и есть, социализироваться и заниматься спортом), то это сильно повлияет на его психическое здоровье и ухудшит общее состояние. В данном случае будет необходимо восстановить все дефициты и придерживаться общих рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
Как часто делать чекап организма?
В зависимости от возраста.
Диспансеризацию – комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья, необходимо проходить регулярно. Чем старше вы будете становится, тем список необходимых процедур для проверки будет увеличиваться.
Чекап (оценка работы органов и систем организма) организма 20-летнего и 68-летнего будет сильно отличаться. Количество проводимых процедур для проверки общего состояния организма будет разное. Например, если женщина-педагог старше 45 лет, то ей обязательно надо сделать маммографию, а также гастро- и колоноскопию для того, чтобы исключать рак кишечника. А если это 20-летняя молодая преподавательница, то нет необходимости в назначении колоноскопии и маммографии без показаний. Достаточно будет УЗИ молочных желез и УЗИ внутренних органов, общего анализа крови, мочи и биохимии, которые сдаются ежегодно.
Таким образом, проходите чекап раз в год или по жалобам. Если вы прошли диспансеризацию, но через два месяца у вас появились беспокоящие вас симптомы, то обратиться к своему лечащему врачу за консультацией и назначением дальнейшего лечения. Он даст вам направление на новое дополнительное обследование, которое поможет выявить то или иное заболевание, вызванное этими симптомами.
Какие опасные и вредные факторы влияют на здоровье онлайн-педагогов?
Основные проблема онлайн-педагогов – малоподвижный образ жизни. Педагог, который работает оффлайн, хотя бы выходит из дома, чтобы пройтись пешком до остановки. Это огромный плюс. Онлайн-педагоги намного реже выходят из дома, так как в большинстве случаев их рабочее место – это их дом, и им нет необходимости выходить на улицу. Как минимум делайте небольшую 5-минутную зарядку между уроками.
К тому же онлайн-педагоги забывают пить воду и есть по режиму. Они могут есть что-то целый день или вовсе забывать принимать пищу, не пьют достаточное количество воды. Если это про вас, тогда лучше заводить будильник и добавлять в расписание время для приема пищи, а на столе ставить бутылку воды. Не доводите себя до РПП (расстройство пищевого поведения).
Также надо отметить отсутствие свежего воздуха. Добавьте в распорядок дня проветривание между уроками. Если вы сидите целый день в комнате и из-за шума на улице не можете открывать окно, то делайте перерывы, чтобы открыть все окна нараспашку и подышать кислородом, иначе ваш мозг будет плохо функционировать.
Как поддерживать здоровье и иммунитет зимой?
Кроме упомянутого выше, я бы рекомендовала придерживаться общих рекомендаций в период вирусных инфекций:
- Сбалансированно питайтесь и употребляйте пищу, богатую микроэлементами и минералами, чтобы получать достаточное количество витаминов через пищу. Например, ешьте рыбу, в которой есть фосфор, кальций и омега-3 жирные кислоты. Что касается народных средств противостояния вирусам и бактериям, таким как чеснок, лук и лимон, то их эффективность не доказана. Они не обладают противовирусной активностью. Лучше съешьте болгарский перец или яблоко, в них больше полезных свойств. Как врач я также выступаю против вегетарианства, потому что белок и железо, которые содержатся в мясе, должны поступать в организм человека со всеми микроэлементами и витаминами. Но если вы встали на путь вегетарианства, то изучите этот вопрос досконально и замените недостаток растительными белками и витаминами, так как их отсутствие влияет на иммунитет и может привести к развитию других болезней. Также внимательно отслеживайте свой уровень железа и витамина Д. Если эти два показателя очень низкие, то, во-первых, ощущает слабость, а во-вторых, вы болеете чаще, чем другие.
- Старайтесь не бывать в местах массового скопления людей без необходимости. Не посещайте многолюдные места и крупные мероприятия во время разгара болезни. Проводите больше времени на свежем воздухе.
- Ходите на работу пешком и по возможности избегайте использования общественного транспорта.
- Используйте средства индивидуальной гигиенической защиты (маски, перчатки антисептические средства). Однако если вы заметили рядом идущего больного человека, то лучше, если и он будет в маске, а не только вы. Так шансы не заразиться будут ниже. Но не забывайте менять маску каждый час.
- Старайтесь мыть руки как можно чаще. Заболевания коронавируса доказало эффективность этого способа профилактики.
- Обучитесь культуре поведения во время сезонных заболеваний. Помните, что сезонные простуды в основном передаются воздушно-капельным путем, поэтому даже культура чихания влияет на то, как распространяются вирусы. Научитесь сами и научите ребенка кашлять и чихать не в ладонь,а в салфетку и/или платок, потому что потом этой же ладонью вы схватитесь за ручку двери, которую далее потрогают другие люди и заразятся. Плюс, не трите глаза и не чешите их грязными пальцами, не колупайтесь в носу и не засовывайте грязные руки в рот, потому что через слизистую также можно заразится.
- Обеспечьте постоянное проветривание рабочего помещения. Если вы работаете в школе, то лучше отодвиньте парты на расстояние метра от окна, чтобы обеспечить постоянное легкое проветривание и избежать сквозняков для тех, кто сидит ближе всего к окну. Если есть постоянный приток свежего воздуха, заболеваемость снижается.
- Ограничьте общение и взаимодействие с людьми с явными симптомами интоксикации, с высокой температурой и другими признаками простуды. Если это ваш ученик, то отправьте его домой на лечение, чтобы не допустить распространение болезни. Предупредите родителей ученика, что ребенка лучше оставить дома. Во-первых, это поможет избежать осложнений для самого ребенка. Во-вторых, не допустить перенос и распространение инфекций и вирусов.
Необходима ли вакцинация?
Сейчас в обществе идет антипрививочная пропаганда, которая передается из уст в уста. Без проведения плановой вакцинации получается, что большой слой населения оказывается не защищен. Население людей растет в геометрической прогрессии, но вместе с тем и способность заразиться чем угодно и передать вирус и/или инфекцию другому человеку. Один из способов защиты и увеличения роста популяции человека – вакцинация. Я считаю, что это самое лучшее, что придумал человек.
Как работает вакцинация? Заранее подсаженный вирус, попадая в организм человека, вырабатывает антитела, не поражая внутренние органы человека. Таким образом, при контакте человека с вирусом он уже может ему сопротивляться. Вирус гриппа не исключение, поэтому я рекомендую вакцинироваться.
Но что происходит в реальности? Когда из 30 человек в классе всего лишь 1-5 человек соглашаются на вакцинацию, то это не дает защиту никому, кроме вакцинированных. Остальные же будут выбиты из учебного процесса с серьезными проблемами со здоровьем. Если вы сходите один раз в инфекционное отделение в период осенне-зимних заболеваний, то наглядно увидите результат отказа от вакцинации: больных настолько много, что в больницах совершенно нет мест, а многие пациенты лежат под капельницей, перенося сложную форму протекания болезни. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно было бы всем провакцинироваться и выработать антитела, чтобы в легкой форме перенести вирус на ногах в течение нескольких дней, если у вас нет противопоказаний.
Для педагогов, у которых хроническая обструктивная болезнь легких и любой вирус вызывает осложнение в виде гнойных процессов в бронхах, настоятельно рекомендована вакцинация от пневмококковой инфекции и менингита. Это поможет избежать бактериальные осложнения, развитие отитов, гнойных синуситов, гайморитов и пневмонии. К сожалению, вакцинация от менингита не включена в бесплатный перечень вакцин и является достаточно дорогостоящей, но если у вас есть возможность, лучше ее сделать, так как менингит – это серьезное заболевание, при котором воспаляются оболочки головного и спинного мозга, часто приводящее к летальным исходам или к серьезным осложнениям, которые даже влияют на умственную функцию мозга и инвалидизируют.
Вакцина от гриппа ставится один раз в год, потому что вирус гриппа постоянно мутирует и появляются его новые штаммы. Следовательно, ее нужно ставить каждый год. Пневмококковую вакцину достаточно поставить один раз, но для профилактики повторить через 10 лет, например. Вакцина от менингита ставится тоже однократно или двукратно. Однако в регионах с высоким риском заболевания могут рекомендоваться дополнительные дозы вакцины.
Питание улучшает иммунитет и помогает в борьбе с сезонными вирусами?
Я бы посоветовала в питании придерживаться правила гарвардской тарелки – правильное питание средиземноморского типа. Итальянцы и испанцы, которые придерживаются данного типа питания, в основном долгожители. Например, есть заболевание, широко распространенное в России, которое связано с неправильным питанием, ожирением и другими факторами образа жизни – жировая дистрофия печени, при котором в клетках печени накапливается жир. Излечиться от него невозможно, можно только уменьшить симптоматику, придерживаясь средиземноморского типа питания. Он позволяет восполнить организму потери и дать все необходимые нутриенты.
Гарвардская тарелка представляет собой большую плоскую тарелку, на которой по порциям разделена еда. Разделите тарелку пополам (½ ) и отведите одну половину овощам и фруктам, вторую половину разбейте еще пополам для порции (⅓) белков (красное мясо птицы или рыбы, яйца, бобовые или грибы) и сложных углеводов (⅓) (не овсянка 5-тиминутка, которая только повысит сахар в крови и выработку инсулина, а овсянка, которая варится в течении 15-20 минут или заливается на ночь кефиром и съедается утром. К сложным углеводам также относятся такие продукты, как гречка, перловка, перловка, булгур, недоваренные макароны высшего сорта). На вашей тарелке обязательно должны быть углеводы – энергия, белок – строительный материал, овощи и фрукты – это клетчатка, витамины и микроэлементы.
Такую тарелку надо съедать утром, в обед и вечером.
Как педагогу укрепить здоровье?
Не отдавайтесь учебному процессу на 100%. Берегите себя, любите себя, помните о себе. Несомненно, важно быть хорошим педагогом, но хороший педагог – это тот, кто высыпается, правильно питается и достаточно времени бывает на свежем воздухе.
Об авторе:
Мирзаева Анжела Казбековна,
аллерголог-иммунолог и автор курса «Школа пациентов по атопическому дерматиту», который занимается лечением всех видов аллергии, атопического дерматита, АСИТА, крапивницы и астмы.
“Я работаю врачом аллергологом-иммунологом уже более 20 лет. До этого я успела поработать педиатром и взрослым пульмонологом. Однако я выбрала аллергологию, потому что с 12 лет я страдала аллергией. Мне было очень тяжело избавиться от нее, а врачи не могли мне ничем помочь. Именно поэтому я многое изучила сама о своем диагнозе еще до того, как поступила в институт по специальности. Моя аллергия протекала настолько тяжело, что занимала все мои мысли. Я поступила в медакадемию на педиатрический факультет, но в итоге выбрала аллергологию и иммунологию, обучалась в другом городе и стала вести прием пациентов. Сейчас я взяла свою аллергию под контроль, и у меня отсутствуют симптомы, так как я провела себе специальную терапию – аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ), когда используется сам аллерген для того, чтобы вызвать толерантность иммунитета к аллергенам. Так как у меня полисенсибилизация (аллергия на множественные аллергены), то на все аллергены провести АСИТ затруднительно. Я провела себе АСИТ на самые тяжелые аллергены, такие как цветение амброзии, березы и луговых трав. Также у меня есть бытовая аллергия, но эти аллергены можно контролировать, поддерживая гипоаллергенный быт. Мои пациенты, когда узнают, что у меня тоже аллергия, но без симптомов, сильно удивляются. Это укрепляет доверие врача и пациента.
Я также создала свою «Школу пациентов по атопическому дерматиту», которая помогла уже тысячам людей зажить качественно и забыть о существовании их болезни, о серьезных осложнениях при атопическом дерматите. Я активно веду социальные сети, где рассказываю, как правильно ухаживать за кожей, какое лечение верно и действенно, какие условия окружающей среды соблюдать, какие средства борьбы с заболеваниями кожи существуют в мире и какие выходят новинки. У меня огромное количество бесплатной информации, которая поможет не только пациентам, но и молодым врачам-педиатрам, которые занимаются изучением атопического дерматита. Многие пациенты излечились, прочитав мой блог, потому что начали применять базовые рекомендации по увлажнению кожи”.
Образование:
Северо-Осетинская государственная медицинская академия (СОГМА):
Педиатрический факультет, 2003 г.
Интернатура по педиатрии, 2003-2004 гг.
Аспирантура по пульмонологии, 2004-2007 гг.
Первичная специализация по аллергологии-иммунологии, 2009 г.
Опыт: 20 лет
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)
Телеграм
Вконтакте