Обучение чтению на английском языке требует грамотного подхода, действенных методик и полезных материалов. В статье наставник учителей и специалист по обучению чтению на английском языке поделилась опытом и советами для преподавателей, включая выбор учебных пособий и использование игровых заданий. Узнайте, как быстро можно научиться читать и как развить у ребенка интерес к чтению. Обогатите свой педагогический арсенал вдохновляющими идеями, чтобы открыть и для ваших учеников двери в мир английской языка.
Почему вы решили заниматься обучением детей чтению?
Когда я работала в школе, моими первыми учениками были малыши, которые еще не умели читать. Я пробовала с ними разные методы обучения. Это было нелегко, особенно в условиях школы, где классы большие и деление на группы отсутствует.
Позже мне дали 5-7 классы, и я сразу поняла, что у некоторых детей даже в средней школе проблемы с чтением на английском языке. Тогда я начала искать метод, который был бы универсальным и подходил не только для малышей, но и для детей постарше. Экспериментируя, изучая тему и применяя свои идеи, я создала свою методику. Моя младшая сестра была моим первым и главным помощником в доработке методики. Когда ко мне начали приходить совсем маленькие ученики, я начала применять ее на них и увидела невероятно быстрые результаты. Именно тогда я поняла, что обучение чтению – это мое призвание.
Сейчас у меня ученики от 5 до 16 лет. Чаще всего ко мне приходят школьники с уже сформированными навыками чтения или дошкольники 5-7 лет, которые только начинают знакомство с английским языком, без какой-либо базы знаний. Когда ученику исполняется 16 лет, я завершаю его обучение, выдаю ему официальный диплом с моей печатью как подтверждение окончания моих курсов.
Есть ли разница обучению чтению дошкольников и школьников?
Да, разница действительно есть, и она ощутима.
С малышами-дошкольниками (5-6 лет), которые совсем не умеют читать, работать легче. Их мышление чисто, не заполнено ошибочными подходами или неправильными ассоциациями. Важно с самого начала научить их правильному произношению и аккуратно выстраивать базу знаний.
В их обучении игра занимает важное место. Чтение по книгам для многих дошкольников них может показаться скучным, поэтому я активно использую игровые форматы. Например, карточки с буквами, которые прячу, чтобы дети их искали, подвижные игры с элементами обучения, интерактивные задания, где ребенок должен показать или найти букву, или слово. Такой подход позволяет удерживать внимание детей и помогать им усваивать материал, не перегружая их.
Со школьниками (8-9 лет и старше) работа строится иначе. У них уже есть определенные знания. Они уже встречали английские слова в играх, по телевизору, в мультиках, на упаковках. Следовательно, у них уже есть логика чтения, которая начала формироваться благодаря этим визуальным наблюдениям. Со школьниками я все равно применяю игровые методы, но адаптирую к их возрасту. Вместо подвижных игр с буквами я больше использую интерактивные платформы вроде WorldWall или Joyteka, где дети могут решать квизы, выполнять задания, участвовать в квестах, пользуясь компьютерами или планшетами. Игровой формат помогает удерживать интерес даже у старшеклассников. Однако важно учитывать потребности ребенка и уровень его зрелости. Например, ученики 7 класса иногда воспринимают игровые задания скептически, так как считают себя уже слишком взрослыми для игр. Но если грамотно внедрить игровые элементы в урок, адаптировав под их интересы, они тоже включаются в процесс обучения с удовольствием.
Какие трудности чаще всего возникают у детей разного возраста при обучении чтению?
У дошкольников (5-7 лет):
- Сложные буквосочетания: Одной из главных сложностей для малышей становится чтение сочетаний, где две буквы произносятся как один звук. Например, «ee» – долгий звук «и», «s» + «h» – звук «ш», «c» + «h» – звук «ч».
Такие сочетания часто требуют дополнительного внимания и объяснений, поскольку в английском языке много исключений. - Путаница при обучении сложным звукам. Например, буква «c» может обозначать звук «к» в словах типа «cat» или звук «с» в словах типа «city». На начальном этапе я обычно объясняю букву «c» как «к», так как слова с этим вариантом звучания проще для восприятия.
- Понимание правил и исключений. Изучение исключений, например, звуков, которые не произносятся («silent letters»), может вызывать путаницу у дошкольников. Здесь важно использовать визуализацию, игровую методику и частые повторения.
У школьников (7–11 лет):
- Проблемы с пониманием новых слов. Старшие дети сталкиваются с текстами, где им встречаются слова, значения которых они не понимают. Это затрудняет чтение с правильной интонацией, так как им становится сложно расставить акценты.
- Пробелы в базе знаний. Если ребенок изначально обучался по неподходящей методике или не был мотивирован, ему сложнее адаптироваться к новым правилам чтения. Часто приходится переучивать неправильные привычки, что занимает больше времени.
- Развитие интонации и выразительности. В текстах школьников появляется больше сложных лексических конструкций. Если ребенок не понимает значение и общий смысл, ему сложно интонационно выделить ключевые части предложения или правильно интерпретировать знаки препинания.
У подростков (12 лет и старше):
- Отсутствие мотивации. Подростки часто считают чтение неинтересным или ненужным навыком. Задача педагога – вдохновить их через подбор материалов, которые соответствуют их интересам (например, по любимым книгам или видеоиграм).
- Сложность объемных текстов. При переходе к большим текстам подростки могут сталкиваться с усталостью и снижением концентрации. Здесь важно правильно распределить нагрузку и использовать методику чередования чтения и обсуждения.
Какие навыки и умения развиваются в процессе обучения чтению?
Обучение чтению помогает ребенку развивать широкий спектр когнитивных, лингвистических и творческих навыков, которые пригодятся не только в учебе, но и в повседневной жизни:
- Расширение словарного запаса. Это один из ключевых результатов обучения чтению. При изучении букв и звуков их рекомендовано еще и прописывать. Получается, что этот процесс задействует механическую память и визуализацию, что помогает ребенку лучше запоминать материал.
- Понимание контекста. После того как дети начинают читать простые слова из нескольких слоев, можно переходить к работе с книгами. Например, первая книга, которую мои ученики читают, появляется у них спустя две недели обучения. Чтение книг помогает развивать навык понимания контекста текста.
- Развитие памяти. В процессе обучения чтению дети тренируют кратковременную и долговременную память, связывая звуки, слова и их значения.
- Воображение. По наблюдениям, у малышей после начала чтения значительно улучшается способность пересказывать тексты и истории. Они легко рассказывают не только прочитанные материалы, но и те, которые услышали или увидели в картинках, где требуется сопоставление.
- Навык выразительного чтения развивается на поздних этапах обучения, когда добавляется сложная лексика. В старших классах дети иногда сталкиваются с предложениями, которые им непонятны, и не могут правильно расставить интонацию или паузы. Выразительное чтение требует практики, но оно остается одним из важнейших навыков, которые развивают занятия.
В чем особенность вашей методики обучения чтению?
Моя система построена так, чтобы быть максимально адаптированной к интересам каждого ребенка. Прежде всего, перед началом занятий я стараюсь узнать все о ребенке: что он любит и какие мультфильмы, игры или персонажи ему нравятся. Спустя какое-то время я вновь уточняю его интересы, так как они могут меняться: сегодня ребенок увлекается одним мультиком, а завтра – другим. Необходимо регулярно сверяться с его предпочтениями.
Особенности моего подхода:
- Индивидуализация. Каждый урок строится вокруг увлечений ребенка. Например, если ученику нравятся котики или игры типа Roblox, игрушек или мультфильмов, то вместе мы отправляемся в волшебную страну, наполненную этими персонажами. Такой подход помогает сделать обучение увлекательным и мотивирующим.
- Игровой формат. Чтение для детей младшего возраста может показаться скучным, поэтому я строю уроки через игры.
- Изучение звуков без привязки к алфавиту. На начальном этапе алфавит только сбивает детей с толку, так как произношение букв в алфавите отличается от их звучания в словах.
- Постепенное усложнение. Каждый урок с ребенком мы изучаем 4-5 звуков, проговаривая, повторяя и закрепляя их через игровые задания.
- Чтение слов по слогам сначала из двух фонем, потом из трех и четырех и постепенное развитие беглости речи.
Кроме занятий на уроке, я всегда даю задания на дом и записываю правильное произношение для родителей, чтобы они могли проконтролировать процесс. Родители записывают незаметно от детей для меня аудио, как ребенок читает, чтобы я могла оценить его прогресс и внести коррективы.
Таким образом, моя система позволяет детям быстро и эффективно осваивать навыки чтения, делая процесс интересным и увлекательным.
Как быстро можно обучить ребенка чтению?
Обучение чтению с нуля может занять всего 2 недели.
Занятия с дошкольниками длятся 20 минут. Уроки проходят 5 дней в неделю. Первые 10 минут посвящены изучению разговорной лексики: вопросы о настроении, погода, базовые темы («Что нового в садике?»). Мы начинаем с небольшой разминки, например, песни «If I'm happy, happy, happy». Оставшиеся 10 минут уделяются чтению. Регулярные короткие занятия позволяют детям запоминать за 2 недели материал без перегрузки.
В начале моя методика занимала месяц, но однажды я случайно перепутала страницу и заметила, что могу значительно ускорить процесс. Попробовав этот подход с разными учениками, включая детей, которые считались сложными, я обнаружила, что две недели достаточно для обучения основ чтения, если подойти к обучению правильно.
Занятия для школьников длятся 1 час и обычно проводятся дважды в неделю. Этот формат лучше подходит для детей старше 7 лет, учитывая их школьную нагрузку. Процесс обучения идет медленнее из-за меньшей частоты занятий и отвлекающих факторов (домашние задания, кружки и т.д.). У тех детей, у кого есть сильное желание учиться, освоить базовые навыки чтения можно примерно за 2 месяца. Однако дети, которые не мотивированы или чьи родители не обращают внимания на их успехи, к сожалению, остаются на том же уровне чтения.
Изначально я думала, что можно научить всех. Но в школе я столкнулась с реальностью: обучение напрямую зависит не только от учителя, но и от желания ученика, а также поддержки со стороны родителей.
Подход к обучению чтению школьников средней и старшей школы отличается. С ними я внедряю технику чтения, работая по учебным текстам. Обучение строится не с самых азов произношения звуков, дифтонгов и фонем, а строится на основе материалов, которые они встречают в книгах. Это позволяет им быстрее понимать структуру слов и запоминать произношение наиболее употребимых слов.
Какие игры и упражнения делать с детьми, чтобы учиться читать?
Моя методика включает игровые подходы, которые делают обучение увлекательным и понятным для детей.
Примеры упражнений для тренировки чтения:
- Игра «Найди звук». Я показываю карточки с буквами, прячу их, а ребенок должен найти нужную букву из набора своих карточек и произнести ее.
- Прыжки по звукам: я пишу на стикерах буквы и звуки. Ребенок должен передвигать персонажа по ним, называя звуки по порядку или выполняя задания, например, найти определенный звук. Это упражнение помогает развивать внимание и закреплять, какая буква дает определенный звук.
- Квесты и прятки: Дети ищут спрятанные буквы или слова на виртуальной доске. Они могут быть спрятаны и под подарками, где находятся слова или задания. Это мотивирует их выполнять задания, чтобы получить «награду».
- Персонажи-знакомцы. Я использую игрушки или пальчиковых персонажей, которые помогают детям запоминать звук. Например, персонаж говорит: «Hello! А что это за звук?» Ребенок повторяет звук и учится произносить простые слова за персонажами.
- Чтение простых слов. Я составляю слова из 2 фонем, например, «it», «am», «on». Когда они закреплены, перехожу к словам их 3 фонем: «cat», «dog», «pen». Постепенно усложняю ряд до 4 фонем: «ship», «flag».
- Цветовая кодировка. Чтобы помочь ребенку с произношением сложных звуков, я использую демонстрацию экрана, где звуки-дифтонги, которые должны произноситься вместе, выделены определенным цветом (например, «th» – красным, «sh» – зеленым, «сh» – желтым). Если ребенок неправильно произносит звук, то я выделяю его цветом, и он вспоминает и исправляется.
- Ассоциации. Например, звуки «th», где нужно слегка прикусить кончик языка, мы изучаем через игру: «Представь, что мы обожгли язычок, и осторожно произносим звук «th»».
Что делать, если ребенку не дается чтение?
В моей практике был случай. У меня была ученица, которая плакала, кричала, хотела к маме, и полностью игнорировала урок. Я решила не давить на нее, а просто продолжать вести занятие, словно разговаривая со стеной. Я использовала игрушки, которые надеваются на руку, и продолжала играть. В какой-то момент ребенок услышал какое-то слово, которое привлекло его внимание, и повернулась ко мне. Самое удивительное, что даже несмотря на слезы, ребенок запомнил новые слова, которые я произносила во время занятия. Этот случай стал для меня уроком: терпение и спокойное продолжение работы способны заинтересовать ребенка, даже если он находится в стрессовой ситуации. Именно это помогло мне понять, что я могу найти подход к каждому ребенку.
Работая онлайн, я часто сталкиваюсь с детьми, которым трудно сосредоточиться или которые быстро теряют интерес. В таких случаях я применяю следующие методы. Например, разминку. Если вижу, что ребенок устал или скучает, мы делаем короткие физические упражнения, например, популярную среди детей зарядку «Head, Shoulders, Knees and Toes». Они ее обожают. Либо я использую видео с YouTube по типу «Simple Songs», где лексика из песни перекликается с темой урока. Это помогает совместить движение, пение и изучение материала.
Когда ребенку грустно, я стараюсь выяснить причину и спросить. Если ребенок сам говорит, что устал, можно посмотреть с ним небольшое видео или заняться чем-то менее напряженным. Для детей важно видеть, что учитель их слышит и учитывает их состояние.
Я стремлюсь быть для них не только наставником, но и другом, способным поддержать, заинтересовать и создать комфортную атмосферу. Терпение, гибкость и умение слушать – ключевые качества для успешной работы с любым ребенком.
Как удерживать внимание ребенка на уроке?
При работе с детьми я всегда использую элементы игрового подхода.
Во-первых, использование игрушек. У меня есть множество игрушек разных размеров, которые дети обожают. Например, игрушки, которые надеваются на пальцы, помогают в изучении и запоминании новых правил, таких как глагол «to be». Это помогает маленьким ученикам сосредоточиться на абстрактных правилах с помощью визуализации.
Во-вторых, яркие костюмы и элементы сюрприза. Иногда я использую необычные костюмы, например, костюм Микки Мауса. Когда ребенок начинает скучать, я создаю интригу: «А к тебе кто-то в гости пришел! Закрой глаза!». Это вызывает восторг и возвращает интерес к уроку. Один из моих учеников, который недавно видел Микки Мауса в путешествии, был в полном восхищении, когда я использовала этот костюм на уроке.
В-третьих, интрига и длительные истории. Для каждого урока я придумываю сюжетные линии. Мы «путешествуем» по странам или разгадываем тайны. Интрига сохраняется на каждом уроке, оставляя что-то интересное на потом: «Что же будет дальше? Узнаем на следующем занятии!».
Я стараюсь быть внимательной к интересам детей и добавлять в уроки интерактивные элементы, которые они любят: мультфильмы, сюрпризы или совместные игры. Этот подход позволяет удерживать внимание ребенка, делая уроки яркими, насыщенными и продуктивными.
Как исправлять ребенка, если он неправильно произносит?
Я придерживаюсь нескольких принципов, которые выработала за годы работы.
Во-первых, наблюдение и самокоррекция. Пока ребенок читает текст, я не вмешиваюсь. Часто ребенок сам осознает ошибки, когда читает следующее знакомое слово, возвращается и исправляет произношение слова. Это важный этап самостоятельного обучения.
Во-вторых, целенаправленная работа над ошибками. Если какая-то ошибка повторяется часто, я готовлю специальные упражнения на следующем уроке, чтобы закрепить правильное произношение и больше не повторять одну и ту же ошибку.
В-третьих, индивидуальный подход. Все дети по-разному реагируют на исправления, поэтому я корректирую произношение только там, где это необходимо, чтобы не перегрузить ребенка исправлениями.
По каким учебникам чтения работать и как прокачивать свои навыки преподавателям?
Ресурсы для работы с детьми учителей:
- Учебники, такие как Kids Box и GoGetter. В Kids Box есть популярный герой, которого обожают все дети. В заданиях дети ищут слова, начинающиеся на определенные звуки. Это помогает увлечь ребенка, привлекая его любимого персонажа.
Учебники для детей обязательно должны быть красочными, с увлекательными историями и запоминающимися персонажами и яркими иллюстрациями, которые дают простор для обсуждения с детьми. Это помогает сделать обучение более живым и интересным для детей.
После Kids Box мы переходим к учебнику GoGetter, поскольку структура этих учебников кажется логичной и хорошо дополняет предыдущий. Такой подход позволяет создать последовательную и увлекательную программу обучения, которая помогает ученикам прогрессировать без лишнего напряжения.
Несмотря на все преимущества, учебник всегда требует доработок, чтобы лучше соответствовать целям и интересам учеников. Я часто добавляю свои элементы, адаптируя материал под конкретного ученика. - Книги:
- Story Fun от Cambridge English – это великолепная серия учебников для детей с базовыми навыками чтения. Она предлагает увлекательные истории с красочными иллюстрациями, задания для закрепления материала и элементы для самостоятельного изучения, так как там есть задания после чтения, которые можно давать как домашнюю работу. Отлично подходит для развития у детей навыков пересказа.
- Учебники по фонетике, такие как Adam Brown «Pronunciation and Phonetics. A practical Guide for English Language Teachers»; Kaj Schwermer, Julia Chang, Craig Wright «Oxford Phonics World». Они помогают глубже погрузиться в методику преподавания.
Как работать с родителями для укрепления навыков чтения вне уроков?
Родители играют важную роль в процессе обучения чтению, но они должны быть поддержкой для ребенка, чтобы не нарушать учебный процесс.
Роль родителей:
- Мотивация. Самое важное – это создание позитивной атмосферы вокруг чтения. Родители могут вдохновить детей, показывая личный интерес к книгам, уделяя время совместному чтению или обсуждению материалов.
- Наблюдение. Родители могут записывать, как ребенок читает, чтобы предоставить преподавателю и помочь выявить возможные сложности с произношением, интонацией или пониманием текста.
- Техническая помощь. Иногда детям нужно напечатать дополнительные материалы, организовать рабочее место или подготовить учебные принадлежности, и здесь участие родителей становится незаменимым.
- Поддержка. Вместо того чтобы вмешиваться в домашние задания, родители могут помочь ребенку создать режим самостоятельной работы. Например, выделить время для чтения, создать удобное место для занятий или поощрять интерес к книгам.
Плюс у меня есть собственное пособие, которое я разработала специально для детей. По нему занимаются мои ученики, и оно включает всю базовую лексику, необходимую для начального уровня. Это пособие особенно полезно, если по каким-то причинам нужно сделать перерыв в изучении английского на месяц или больше. Оно позволяет детям заниматься самостоятельно в этот период, поддерживая и укрепляя их навыки чтения. Ссылка на пособие в конце статьи.
Какой самый ценный урок из вашего опыта обучения чтению детей на английском языке?
Главное, не бояться экспериментировать. Именно благодаря экспериментам я обнаружила, что обучение чтению может быть быстрее и эффективнее. Опыт показал мне, что даже за короткие сроки можно добиться впечатляющих результатов, если подходить к процессу гибко и творчески. Для меня было настоящим открытием, что навыкам чтения можно обучать не за несколько месяцев, а значительно быстрее. Особенно это становится очевидным, когда сравниваешь успехи младших учеников с ситуацией в старших классах, где некоторые школьники в 5 или даже в 7 классе все еще испытывают трудности с простыми фразами.
Об авторе:
Южанникова Ксения Николаевна,
онлайн-преподаватель английского языка, автор методики по быстрому обучению чтения и наставник преподавателей.
“Я не хотела связывать свою жизнь с преподаванием английского языка, но однажды попробовала себя в волонтерской деятельности, где меня назначили работать переводчиком. Оказалось, что у меня языковой барьер, и три дня, работая с иностранцами, я отмалчивалась пока мой коллега брал весь удар на себя. В один прекрасный момент он сказал, что иностранцы меня не знают, и мы никогда больше с ними не пересечемся, поэтому нужно перестать бояться и действовать. Тогда я восприняла эти слова как напутствие и начала переводить. После этого мой мир английского языка изменился, и я поняла, что хочу, чтобы дети, которые начинали изучать английский язык, без страха ошибиться. Так я начала проводить занятия за 300 рублей с малышами, тренировалась на своей младшей, и увидела, что моя система обучения работает. Также я пробовала работать как офлайн в школе, так и онлайн на себя. У меня была своя студию обучения английского языка онлайн. Но я поняла, что мне комфортнее работать онлайн, потому что я могу это делать из любой точки мира. Параллельно я завела свой блог, начала его развивать, и проходить различные курсы. Постепенно я росла и поняла, что самый большой мой навык в том, что я быстро обучаю детей чтению. Сейчас я не просто обучаю чтению, но и помогаю преподавателям наладить работу с детьми, чтобы они быстро учились читать”.
Образование:
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (лингвистика), г. Красноярск, 2019-2024 гг.
Профессиональная переподготовка «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (Образование и педагогика), 2024-2025 гг.
Сертификат «Мотивационные триггеры в обучении», 2023 г.
Learning Sounds Certificate «Toddler can read» (выдан: Spancer Russell), 2024 г.
Опыт: 5 лет (преподаватель английского языка), 1 год (наставник преподавателей)
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)