С какими проблемами сталкиваются преподаватели при работе с онлайн-группами и как их решить?
В статье Валерия Климова – преподаватель и наставник более 4000 преподавателей, методист образовательных программ и создатель курсов для преподавателей поделилась методиками и полезными советами. Узнайте, как организовать эффективную групповую работу в онлайн-классах, привлечь учеников и стать успешным онлайн-преподавателем.
Что такое групповая работа?
Работа преподавателя с учениками подразделяется на:
- индивидуальную (один на один с учеником);
- парную (учитель и два ученика);
- работу в мини-группах (учитель и три-четыре ученика);
- групповую работу (от четырех учеников и больше).
Такое разделение важно, так как оно учитывает динамику работы, которая будет существенно отличаться. Динамика – это совокупность процессов взаимодействия между людьми, участвующих в процессе обучения. Это постоянное движение, изменение и развитие отношений с один или несколькими учениками, которое влияет на эффективность и продуктивность общей работы и достижение общих целей.
При индивидуальной работе происходит диалог один на один. Учитель полностью сосредоточен на конкретном ученике, и взаимодействие с ним максимально персонализировано. Ученик находится под постоянным контролем учителя и никуда не может скрыться от его пристального взгляда.
Работа в парах также значительно напоминает индивидуальную работу. Однако здесь появляется элемент сотрудничества: учитель может наблюдать за парой учеников, но все равно практически полноценно включен в их работу, и взаимодействие с парой учеников все еще происходит в тесном контакте. В это же время ученики значительно ощущают присутствие учителя на занятии и не могут работать, сосредоточившись только на партнере.
В мини-группах от 3 человек работа полуавтономна, то есть одна пара из группы работает самостоятельно, а третий ученик находится в крайне тесном контакте с учителем, как при индивидуальной работе. Ему обычно достается больше внимания, иногда даже излишне,ввиду чего пара учеников может чувствовать себя обделенной вниманием учителя. Здесь могут возникнуть первые сложности с координацией работы.
Настоящая групповая работа начинается в группах от 4 человек. Это оптимальный вариант для запуска групповой динамики. Ученики работают в двойках, примеряют на себя разные роли, у них возникает необходимость в коммуникации и распределении задач, а учитель может присутствовать по очереди с каждой двойкой, выступая скорее как помощник и координатор, помогая группе двигаться вперед. На самом деле, когда речь идет о групповой работе, под которую заточена вся методика преподавания, то подразумевается именно такой тип динамики. В группах от 4 и больше человек появляются новые возможности для взаимодействия, но и сложности в управлении. Однако при правильной организации большие группы могут стать площадкой для коллективного творчества и глубокого погружения в материал. Именно в таких группах, по моему мнению, закладывается фундамент для развития навыков, необходимых в современном мире, такие как коммуникации, сотрудничество и критическое мышление.
Многие боятся создавать группы, потому что им страшно, смогут ли они справиться с управлением. На самом деле это даже проще, чем при индивидуальной работе. Вы можете делить учеников на пары и тройки, а они уже будут автономно взаимодействовать друг с другом, поддерживая и помогая. Не бойтесь укрупнять свои группы и не ограничивайте себя только мини-группами. При создании любой группы оставляйте за собой возможность ее расширения. Ни в коем случае не говорите ученикам, которые записались на групповое изучение, что группа не будет расти. Это большая ошибка. На то это и групповые занятия, чтобы в них была динамика и взаимодействие с разными интересными людьми.
В чем отличие работы в группах от индивидуальной работы?
Во-первых, отличается роль преподавателя.
- Индивидуальная работа. Преподаватель выполняет множество ролей: учитель, организатор, контролер, фасилитатор, партнер по диалогу, комментатор и источник обратной связи. Преподаватель постоянно вовлечен в процесс обучения и его очень много.
- Групповая работа. Преподаватель упрощает работу в группах, направляя и поддерживая ее участников, но не выполняя всю работу за учеников. Это позволяет им брать на себя больше ответственности и развивать самостоятельность.
Во-вторых, разнообразие форматов и материалов.
- Индивидуальная работа. Ограниченность форматов взаимодействия из-за небольшого количества участников приводит к монотонности. Также адаптация учебных материалов под индивидуальные занятия может быть трудоемкой, так как понадобится урезать материал и адаптировать его под работу в индивидуальном формате.
- Групповая работа предполагает большее разнообразие форматов и пособий, так как все современные учебные материалы разработаны специально для групповой работы. Это позволяет сделать обучение более интересным и разнообразным, а также упростить работу преподавателю, так как можно провести методически правильно построенный урок, просто следуя книге.
В-третьих, мотивация и вовлеченность.
- Индивидуальная работа. Возможна потеря мотивации со временем, особенно если преподаватель выполняет слишком много работы за студента.
- Групповая работа. Более высокая мотивация и вовлеченность студентов благодаря взаимодействию со сверстниками, разнообразию мнений и совместному решению задач.
В-четвертых, учебный процесс.
- Индивидуальная работа. Преподаватель является основным источником информации и иногда может стать неким белым шумом для ученика, особенно если учитель очень много говорит и объясняет, оставляя за учеником мало времени для самовыражения. Либо же учитель может стать больше другом, и ученик перестанет его серьезно воспринимать.
- Групповая работа. Студенты учатся друг у друга, что способствует более глубокому усвоению материала. Например, я учила итальянский язык в американском университете в Италии. Мои любимые занятия и самые яркие воспоминания остались именно от групповой и проектной работы. Хотя скорость прохождения курса была очень интенсивной, но благодаря работе в группах мне удалось быстро дойти до нужного уровня и изучать его наравне со всеми, когда у меня еще не было уверенного В2. Я справлялась с заданием, потому что работа в группе способствовала быстрому росту. Когда работаешь в группе, то получается, что вы вместе со всеми учитесь, ошибаетесь, но в разных моментах, и так вместе прогрессирует. Можно учиться друг у друга быстрее и вовлеченнее.
Групповая работа предлагает множество преимуществ по сравнению с индивидуальной. Однако индивидуальная работа также важна и используется для решения определенных задач.
Какой формат обучения эффективнее: индивидуальные или групповые занятия?
Они по-разному эффективны. Все зависит от цели обучения конкретного ученика. Например, у меня в Италии был опыт занятий верховой ездой на итальянском языке. Я взяла индивидуальные занятия, чтобы тренер мне помог за короткий промежуток, за месяц, закрыть эту задачу. Все внимание учителя было направлено только на меня, и я быстро прогрессировала. В этом случае, если бы я пришла в группу, топать ногой и говорить, что мне не подходит, было бы странно. Если есть узкая специфическая цель, ограниченная во времени, то лучше подходят индивидуальные занятия. В других случаях я бы предпочла групповые занятия. Проблема в том, что преподаватели, когда продают групповые занятия, считают, что продают что-то заведомо хуже, чем индивидуальные занятия. Им кажется, что они обманом заманивают учеников в группы, иногда еще и снижая цену, потому что ученик получает меньше внимания. Однако это не так. Групповые занятия – абсолютно другой тип занятий, который закрывает другие задачи учеников. Чаще всего это общение и преодоление языкового барьера. Если ваш ученик совсем молчун, возможно, ему хорошо начать с преподавателем на индивидуальных занятиях. Но настанет момент, когда он заговорит с преподавателем, а следующим шагом для него станет как раз таки присоединение к группе.
Для преподавателя выгоднее групповые или индивидуальные занятия? Преподавателю выгоднее групповые занятия.
При ведении 3 групп, в которых по 4 человека, при стоимости 10 000 рублей за абонемент и 9 контактных часах, доход преподавателя составит 120 000 рублей. При проведении индивидуальных занятий и ставке 1500 рублей и 20 контактных часах доход преподавателя составит те же 120 000 рублей. Получается, что благодаря группам вы сможете значительно разгрузить свое время, зарабатывая столько же.
Менее очевидная выгода в том, что, например, если преподаватель затачивает свои занятия только под индивидуальную работу с учениками, скорее всего, он не просто работает по одной программе и методике, а адаптирует материалы под конкретного ученика. При этом он создает чуть ли не новые курсы для одного ученика. Когда преподаватель пытается готовый курс переложить на другого ученика, то сталкивается с проблемой того, что это абсолютно не работает и необходимо снова создать новый курс. Когда же речь идет о подготовке к групповым занятиям, то преподаватель изначально тратит немного больше времени на подготовку материалов. Но их все он сможет использовать бесконечное количество раз, только немного адаптируя под запрос конкретной группы. Поэтому с точки зрения того, сколько времени уходит на подготовку к индивидуальным и групповым занятиям, это колоссальная разница. Плюсом является еще то, что из группы можно растить и создать продукт. Группа – это ваша же фокус-группа, на которой можно проверить эффективность продукта, понять, что надо добавить и убрать, внести изменения и коррективы в материалы и т.д. И таким образом плавным, естественным способом создать и проверить образовательный продукт. Мне кажется, это просто мечта.
Какую роль играет преподаватель в процессе групповой работы?
В групповом взаимодействии основная роль преподавателя – планировщик и организатор этапов урока. Преподаватель определяет цели группы и урока, выбирает соответствующие задания, то есть подбирает материалов и ресурсы. Основное, на что делается упор в работе преподавателя – сохранение динамики занятия. Для этого необходимо чередовать различные виды деятельности:фронтальная работа, парная и групповая работа, индивидуальные задания, обсуждения и рефлексия на тему. При разнообразии динамик ваши ученики никогда не заскучают и будут постоянно вовлечены. Роль преподавателя при этом заключается в том, чтобы расставить различные форматы динамик не слишком интенсивно и соблюсти баланс.
Следующая роль – фасилитатор, который облегчает работу и помогает ученикам расставить все по местам как в плане обучения, так и его организации и мониторинга.
После этапа планирования происходит непосредственно работа в группе. При этом преподавателю важно давать четкие инструкции и оглашать правила работы в группах.
Если на индивидуальных занятиях все ваше внимание сосредоточено на одном ученике, вы сразу можете понять, что ученик что-то недопонял и надо еще раз объяснить, то в группах ученики отправляются в breakout rooms (сессионные видеокомнаты, где они работают парами или в мини-группах для обсуждения темы) на определенное время, за которое они должны выполнить задание. Если вы дадите не четкую инструкцию, то, проверяя их работу, поймете, что время потрачено впустую и задание не выполнено. Это критично, так как теряется часть занятия.
Неотъемлемой, но не главенствующей ролью при работе в группах является роль учителя. Однако в групповой работе она сводится к микротичингу. По сути, вы продумываете моменты, в которых будете обучать. Но важно, чтобы это не было долгим объяснением на 20 минут, а подавалось маленькими вкраплениями по 5 минут. Сюда же входит и коррекция ошибок учеников, ответы на вопросы и подведение итогов изученного.
Кроме этих трех основных ролей, любой преподаватель еще и дизайнер, и разработчик, и создатель материалов, и продажник.
Как строится урок в группе?
Существует концепт под названием фреймворк. Это своего рода каркас, структура или модель урока, которая помогает преподавателю организовать учебный процесс. Фреймворк предоставляет преподавателю четкую последовательность действий.
Есть различные фреймворки для построения групповых уроков:
- PPP (Present, Practice, Produce) – классический подход, включающий презентацию нового материала, практику и создание собственного продукта.
- TTT (Test, Teach, Test) – урок начинается с диагностической работы, затем следует обучение и заключительное тестирование.
- TBL (Task-Based Learning) – занятие строится вокруг выполнения коммуникативных задач.
Разберем для примера самый простой фреймворк, который можно использовать для любого предмета – это PPP (Present, Practice, Production).
Он состоит из:
- Введения в тему (Present), когда актуализируются и вспоминаются имеющиеся знания и опыт учащихся. Например, перед началом изучения темы «Кухня» на английском языке ученики вспоминают все слова и фразы, которые они знают на эту тему. Преподаватель может сразу понять, кто и какими знаниями обладает в этой теме, понимает, какой материал занятия вызовет больший интерес у учеников. Презентация нового материала (Present) c объяснением основных понятий и терминов, демонстрация примеров и иллюстраций. Например, можно показать изображение современной кухни, где подписаны все слова. Далее можно дать теорию и/или полезную языковую конструкцию для отработки. Следует также обратить внимание учеников на то, как произносятся слова, или дать тему «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» для более глубокой проработки темы.
- Практики (Practice), которая включает выполнение заданий в группах, направленных на закрепление изученного материала в безопасных условиях. Например, можно начать с задания по заполнению пропусков, расставить слова в правильном порядке, найти лишнее, исправить ошибку и т.п., а затем практиковать материал в более свободной форме. Например, описывать свою кухню или картинку с изображением кухни, которая выпала. Для усложнения можно предложить ученикам создать кухню мечты и описать ее, создав совместный проект.
- Рефлексии (Production). На этом этапе осуществляется побуждение учащихся к использованию ранее изученного, отработке конструкций и применения их в речи. Происходит некая оценка достижений и выявление проблемных моментов, которые еще надо закрепить и доработать.
Сколько времени уходит на планирование группового урока?
Сегодня с существованием нейронных сетей это можно сделать очень быстро, если знаете, как правильно писать для них запрос, подходящий под вашу задачу и глубину понимания нужд ваших учеников. В среднем хороший урок по фреймворку, где будет четко выстроена система, можно спланировать за 15 минут. Далее останется только разместить ваши материалы на платформе или онлайн-доске. У некоторых преподавателей, которые ведут групповые занятия, даже есть помощник, который добавляет и размещает материалы.
В базовую структуру промта (запроса) для нейронки можно включить:
- целевую аудиторию: возраст, уровень знаний, интересы.
- тему урока или навык, который необходимо освоить.
- проблему учащихся (например, с грамматикой или произношением).
- формат урока (интерактивный, проектный, традиционный).
- вид фреймворка (PPP, TBL и т.д.).
- интересы и предпочтения учеников.
Например, составь урок английского языка по теме «Еда» для учеников 5 класса для отработки грамматики исчисляемое и неисчисляемое существительное. Урок должен быть интерактивным и включать элементы игры по фреймворку PPP. Включите в урок задания, связанные с любимыми персонажами мультфильма «Храбрая сердцем» и предпочтениями персонажей в еде.
Такой или похожий промт вы можете написать в нейросетях ChatGPT или Bard (Gemini) от Google. Это универсальные инструменты, способные генерировать тексты разных форматов, включая планы уроков, а также изображения. Недавно нейросеть предложила мне интересный вариант задания. Я писала промт с дробями для математиков, и она мне предложила задания для повышения уровня здоровья у персонажей с помощью дробного деления, когда наносится урон. И это она создала просто за 30 секунд. Возможно и самому можно додуматься, но тут это произошло за считанные секунды.
Какие навыки необходимы преподавателю, чтобы работать с группами учеников?
Во-первых, онлайн-преподавателю нужно самому поверить в то, что группы – это прекрасно. Во-вторых, разобраться в том, как функционирует групповая динамика.
Группа – это не просто, когда перед вами сидят три ученика с индивидуальных занятий, которые объединились в группу. Вы не сможете обучать их, как это делали прежде на занятиях один на один с учеником. Когда вы это поймете и разберетесь в новом процессе, то можно приступать к продвижению.
Кроме классических навыков, необходимых любому преподавателю, такие как умение планировать и организовывать учебный процесс, знание различных методик обучения, умение адаптировать учебный материал, навыки коммуникации и повышения мотивации и социальные навыки (эмпатия, терпение и толерантность, лидерские качества, знание психологии), необходимы и цифровые навыки работы с ПК, интерактивными платформами и сайтами. Опционально можно добавить необходимость изучения программ для оформления дизайна материалов уроков. Но не забывайте, что главное – методическая ценность ваших материалов, а не их оформление. Красиво оформленный дизайн – скорее бонус. Можно составить потрясающий урок, который будет сделан в Google Docs или Google Forms, и этого будет достаточно. Если же вам хочется создавать и хранить материалы в одном месте, то подберите для себя удобную платформу. Многие ученики предпочитают такой формат обучения, потому что это удобно, интересно и интерактивно. Для ученика и преподавателя это хорошо организованное пространство для работы, что является большим плюсом. Для групповых занятий особенно важно подобрать платформу, где возможно разделение учеников на пары и тройки на breakout rooms для совместной работы. Этот функционал очень помогает поддерживать динамику группы.
Как преподавателю собрать свою первую группу?
Во многом это зависит от личности преподавателя. Кому-то порекомендую посмотреть свое расписание. Предупреждаю, что это далеко не всем подходит. Но если ваше расписание уже трещит по швам, а заявки от новых учеников все еще поступают, их уже некуда ставить в расписание, то первое, что вы можете сделать, – объединить своих учеников в пары и мини-группы и добавить к ним новеньких.
Чаще, конечно, бывает ситуация наоборот, когда не хватает учеников, которых можно было бы присоединить к группе. В этом случае я бы рекомендовала начать проводить занятия в парах через позиционирование с того, что вы больше не берете учеников на индивидуальную работу. Динамика работы в паре отличается от групповой, и это тоже надо заранее продумать, чтобы понимать, чем эти два партнера будут друг друга дополнять. Например, можно сказать, что увеличится количество разговорной практики, изменится подача материала или будет больше занятий для отработки в парах. И обязательно при создании пары или мини-группы предупредите, что со временем группа будет расширяться. Но прежде всего сами для себя примите это решение без оглядки на страх добавления в группу новых участников. Если вы заметили, что новенький немного не дотягивает до текущего уровня группы, можно предложить ему взять дополнительные индивидуальные занятия, чтобы ему было комфортнее восполнить некоторые пробелы знаний и легче адаптироваться к ритму занятий существующей группы.
Первое, что необходимо сделать любому преподавателю прямо сейчас – начать вести соцсети. Не ждите, когда вы будете готовы создавать группы. Действуйте уже сейчас и начинайте публиковать короткие видеоролики, чтобы привлекать новых учеников или придумывать ролики для других преподавателей и продавать им свои образовательные продукты. Неважно, на какой платформе вы начнете вести блог: YouTube, Instagram*, ВКонтакте, Телеграм и т.д., «вступите в игру» и развивайтесь в новом направлении групповой работы.
Как мотивировать студентов присоединиться к группам?
Для начала у вас должно быть очень глубокое, проработанное понимание того, что такое группа и какой результат она даст всем ее участникам. То есть у вас, как у преподавателя, должно быть четкое видение того, куда группа придет через полгода и каких целей добьется. Далее необходимо закрыть возражения учеников. Многие не понимают, для чего им идти на групповые занятия за 2000 рублей, если они сейчас занимаются индивидуально за 1000 рублей. Это возражение необходимо закрыть, и не тем, что у вас современная платформа, а узнав потребности ученика. Например, ученик озвучил, что его цель – побороть языковой барьер. Вы осознаете, что этой цели возможно добиться, занимаясь в группе, где надо контактировать и взаимодействовать с другими людьми. Так вы поддерживаете его мотивацию занятий в группе через его потребность и доносите свою мысль. Ведь только групповая динамика усилит результат, к которому он хочет прийти.
Какие ошибки допускают преподаватели при организации групповой работы? Как их избежать?
Есть одна основная проблема – страх перед группами. Преподаватели боятся не справиться с управлением группой, возможными конфликтами или непредсказуемостью взаимодействия между участниками. Они же, в свою очередь, считывают этот страх и занимаются с меньшим желанием. Создать группы обычно получается лучше всего не тому преподавателю, кто идеально разбирается в методике преподавания, а кто «горит» своей работой. Ученики считывают энергию преподавателя, приходят на нее и зовут знакомых, чтобы они тоже на себя испытали атмосферу, которая царит на занятиях. Получается, что группа может быть успешная и популярная, но с методической точки зрения не очень сильная. Однако это не является решающим фактором для учеников, ведь они ничего не знают о методике.
Следовательно, необходимо решить эту проблему страха внутри себя: развивать уверенность в своих силах, обучиться групповой динамике и просто почувствовать себя комфортно. По сути, это дело практики. Чем чаще вы организуете групповую работу, тем увереннее будете себя чувствовать.
Какие обучающие материалы использовать для работы в группах?
Этот вопрос поднимает важную дилемму: с одной стороны, все преподаватели хотят, чтобы уроки были интересными и визуально привлекательными, с другой стороны, перегружая их информацией и дизайном, есть вероятность отвлечь учеников от основной цели – совместной работы и решения поставленных задач.
По идее, можно всегда взять учебник и перенести его на платформу. Хорошая новость состоит в том, что сегодня практически любой материал, заточен для работы в группах, поэтому не нужно тратить много времени на додумывание заданий. Но я часто вижу, как преподаватели, которые переносят материал на платформы, еще и делают работу издателя учебника, дополняя материалы графикой, изображениями и различного рода заданиями. Это очень трудоемкий процесс. Однако я бы не рекомендовала так сильно сосредотачивать свое внимание на оформлении ваших материалов. Чаще всего это нужно больше преподавателю, чем ученику. Все таки наполненность необходимыми материалами важнее внешней обертки. Я бы рекомендовала проще относится и не тратить зря свою энергию. Например, есть методика Догма (Dogme language teaching), которая основана всего лишь на общении с учеником на актуальные для него темы. Для нее вообще нет необходимости в создании и/или использовании учебников и предварительной подготовке материалов, так как вы никогда не знаете, какой темы коснетесь на уроке. Преподаватель во время урока использует все, что его окружает, и из этого рождаются потрясающие уроки.
Конечно, некоторые преподаватели сейчас выбирают стратегией продаж через красиво оформленные уроки, но далеко не всем ученикам это нужно. Именно поэтому, если у вас нет времени и желания на это, не делайте. Это вовсе не обязательно. Главное – это результат, который получат ученики от работы с вами. Им важнее, чтобы был закрыт их запрос.
Так, ключевые критерии при выборе и и/или создании материалов для групповых занятий:
- релевантность: материалы должны соответствовать теме урока и интересам студентов.
- открытость для интерпретации: материалы должны быть достаточно абстрактными, чтобы студенты могли самостоятельно интерпретировать их и находить различные решения.
- стимулирование сотрудничества: материалы должны побуждать студентов к совместной работе и обсуждению.
При выборе материалов для групповой работы важно найти баланс между интересным оформлением и содержательностью. Идеальный вариант – это использовать простые, но эффективные материалы, которые стимулируют активное участие студентов в учебном процессе.
Какие правила необходимо установить в группе для комфортной работы?
Каждый преподаватель должен разрабатывать правила группы под себя.
Даже правило с отменами занятий каждый устанавливает так, как ему было бы комфортно. Одному преподавателю важно, чтобы его предупреждали за 24 часа, другому – за 2 часа, третьему – за 10 минут, так как преподаватель сам испытывает постоянную мигрень и может тоже неожиданно отменить занятие из-за плохого самочувствия. Следовательно, он не устанавливает строгих правил отмен для учеников. Как минимум нечестно просить предупреждать об отмене занятия за 4 часа, если сами можете это делать за считанные минуты до начала. Устанавливайте договоренности с вашими учениками и ознакомьте всех участников с условиями. Не существует жестких правил, как должно быть. Я за то, чтобы каждый преподаватель разрабатывал свой свод правил и сообщал о них своим ученикам. Например, на моих курсах правила чата эволюционируют от потока к потоку, так как все обучающиеся разные. Когда что-то происходит, надо исходить из текущей ситуации. Правила – это живой и подвижный инструмент, который помогает создать комфортную и продуктивную среду для обучения. Они должны быть не просто сводом информации, в которую вы сами не верите. Это не будет работать на вас.
Из очевидных правил при работе в групповых занятиях я бы пересмотрела только правило опозданий. Важно проговаривать, что опоздания мешают работе всей группы, и предлагать варианты решения этой проблемы. Опоздания могут усложнить работу в breakout rooms, когда ученики работают в связке, или при выполнении совместного упражнения, когда ученик будет просто потерян и не понимать, что происходит. Для преподавателя онлайн также важно, чтобы при работе онлайн камеры были включены, у микрофонов было хорошее шумоподавление, чтобы всех было слышно и видно. Это помогает держать онлайн-связь, имитируя присутствие всех участников в одной комнате.
Очевидно, сложно добиться того, чтобы никто никогда не опаздывал. Обычно есть введение урока, когда можно немного подождать опаздывающих, но глобально это не должно превращаться в то, что кто-то присоединяется в середине урока как будто бы ничего не произошло. Для групповой динамики важно установить правило и проговорить всем участникам группы до начала занятий. Если кто-то забыл, то напомните и сообщите его четко и ясно, не делая ни для кого исключений.
Какие использовать универсальные задания для групповой работы?
Разминка, разогрев или warm-up не обязательно должна быть связана с темой урока. Это может быть что-то веселое, включающее упражнение в занятие. Можно играть во что-то, разгадывать загадки и ребусы и т.п. , чтобы переключиться с работы/школы и рутины на изучение. Если этот этап можно пропустить, то следующий является неотъемлемой частью любого современного урока.
Lead-in – включение в тему урока. С методической точки зрения это очень важная часть урока. Здесь активизируются все фундаментальные знания (background knowledge), которыми уже обладает ученик. Это все те потухшие шарики, хранящиеся в голове учеников, которые нужно зажечь, как в мультфильме «Головоломка». Lead-in необходим, чтобы подсветить конкретные области знаний в определенной теме.
Еще одно универсальное задание для всех – рефлексия в конце урока. У многих преподавателей есть готовая форма для рефлексии, которая включает 4 основных вопроса, например:
- Какой был самый яркий момент на уроке?
- Что ты запомнил лучше всего и почему?
- Что тебе кажется, ты забудешь, как только выйдешь с урока, и почему?
- Оцени, насколько ты продвинулся в теме урока?
Такое задание будет всегда уместно. Будет здорово, если ученики будут отвечать на эти вопросы в конце каждого занятия, так как вы будете сразу получать обратную связь и понимать, с чем дальше работать. К тому же это воспитывает автономность учеников.
Как стимулировать активное участие всех участников группы?
Поддерживать интерес, чтобы все ученики были вовлечены, помогает смена динамик. Важно, чтобы задание или упражнение не было слишком затянутым или слишком интенсивным. Этого можно добиться только методом проб и ошибок, так как необходимо учитывать, кто ваши ученики и как они работают. Пробуйте давать разное время на выполнение заданий и отслеживайте, какое требуется именно вашей группе. Понимание распределения времени приходит с опытом и с наблюдением за работой учеников. Только так вы сможете сделать выводы и скорректировать работу, улучшая динамику.
Существуют ли домашние задания для групп?
Лично я против проверки заданий по цепочке в группе. Не считаю это рациональным способом использования времени занятия. К тому же современные методические фреймворки не предполагают затрачивание времени урока для проверки домашней работы.
Если вам очень хочется давать домашнюю работу, то можно это делать в формате эссе или совместной проектной деятельности учеников. Но тут важно не давать постоянно много проектов, так как они требуют большой включенности учеников. А они могут быстро от нее устать, им будет сложно постоянно находить на их выполнение дополнительное время. Тогда уже лучше чередовать виды домашних заданий: самостоятельные и групповые. Для того чтобы сэкономить время на уроке можно попросить учеников обмениваться домашними работами и проверять их друг за другом, давая обратную связь с обсуждением. Обычно групповое занятие длится 1 час 20 минут, поэтому не стоит тратить больше 15 минут урока на домашнюю работу. Если же вы ее добавили, то оставшееся время занимайтесь по вашему фреймворку. Так время вашего занятия будет разделено и четко отрегулировано.
Как давать обратную связь ученикам в группе?
В идеальном мире ученики слышат ошибки друг друга и дают обратную связь. Это умение можно развить у учеников в группе. Можно придумать какую-либо форму обратной связи или дать аналитическую шкалу оценки. Например, позволить ученикам самостоятельно определять, насколько точно они раскрыли тему, как она связана с заданием, какую лексику и грамматику использовали для выражения мысли, правильно ли произносили слова. Через самооценку ученики понимают, как надо оценивать других и по каким критериям. Тогда получается, что преподаватель не выносит самостоятельную оценку, а всего лишь соглашается или нет с мнением других учеников. Преподаватель может давать обратную связь в breakout rooms по работе в паре, но в минимальном количестве, чтобы не перетягивать на себя все внимание.
Конечно, не должно быть такого, что вы все занятие указываете на ошибки только одного ученика, это будет его очень сильно демотивировать. Ваше внимание должно быть распределено и дозировано между всеми участниками группы.
Если вы услышали, что кто-то допустил ошибку, которая довольно распространена и периодически встречается и у других, то можно вынести ее на общий совет и сказать, что это довольно частое явление, и на ее примере прорабатываете, чтобы избавиться от нее раз и навсегда. Не нужно говорить у кого вы услышали ошибку. Ученик, сделавший ее, и так поймет, о ком идет речь, но особо ранимые к критике ученики будут благодарны, что вы не сказали, кто ее допустил. Другой даже может сказать, что это его ошибка, и он уже замечал ее за собой, но все никак не может избавиться. Так он будет благодарен, что ему ее вновь подсветили.
В любом случае лучше дать свой сглаживающий комментарий, например: «Я одну штуку услышал. Прямо ту, про которую хотел сегодня рассказать. А тут сразу наглядный пример. Хорошо, что вы так сказали. Давайте сейчас разберем, что здесь не так…». Соответственно, любая ошибка подается в мягкой форме.
Я вообще убеждена, что любая ошибка – это отличный материал для работы и обсуждений, благодаря которому группа может продвинуться вперед.
После занятия ваши ученики окажутся в реальной жизни, где не будет преподавателя, который сразу придет на помощь и исправит, поэтому лучше разобрать ошибку по живому контексту во время занятия, чем допускать ее из раза в раз. Помните, что ваше отношение к ошибкам во многом определяет отношение и ваших учеников к ним. Если вы относитесь к ошибкам как к возможности учиться и самосовершенствоваться, то это так и будет. Ученики тоже изменят свое отношение к ошибкам и перестанут воспринимать их как что-то плохое и ужасное, а начнут думать, что на их примере они смогли разобрать случай употребления и помогли всей группе избежать дальнейшего повторения.
Какие советы вы могли бы дать преподавателям для создания и ведения групповых занятий?
Во-первых, учитесь организации групповой динамики это – база.
Во-вторых, не бойтесь набирать большие группы. Стремитесь к этому в своей работе. В-третьих, продвигайтесь. Конечно, методика – безусловно важна, но задача номер один для любого преподавателя – построить личный бренд, чтобы ученики шли именно в ваши группы, потому что у вас отличные результативные занятия.
Об авторе:
Валерия Климова,
преподаватель и наставник более 4000 преподавателей, методист образовательных программ и создатель курсов для преподавателей, спикер международных и образовательных конференций.
“Я сама работала преподавателем 11 лет. В моем послужном списке даже есть опыт работы в языковой школе, где я обучала французских детей английскому и русскому языкам. В 2015 году я начала работать онлайн, так как мы с мужем переехали в Центральную Африку. Моя Африка – то место, где не было абсолютно ничего. Это страна, которая на предпоследнем месте в списке благополучия стран ООН с опасной обстановкой на то время. Нельзя было даже из дома выйти без специального сопровождения. Я сидела дома без связи с внешним миром и завела свой блог. Это было моим лучшим решением. Блог позволил мне обрести новые связи, общаться и участвовать в нетворкинге с коллегами. По сути, блог стал моим окном в мир.
Стоит отметить, что ко времени переезда я почувствовала выгорание от профессии преподавателя. Мне казалось, что я больше никогда больше не буду проводить занятия. Мне хотелось заниматься совершенно чем-то другим. К счастью, оказалось, что мне просто был нужен качественный отдых. Если вы тоже преподаватель и на данный момент чувствуете, что вам хочется сменить сферу деятельности и уйти из профессии, лучше возьмите паузу и перезарядитесь. Иногда этого достаточно, чтобы восстановиться и возродить свою любовь к преподаванию. После небольшого перерыва в профессии я пересмотрела свои взгляды на работу, получила кембриджский диплом для преподавателей Full Cambridge DELTA, приравнивающийся к магистерской степени. Это фундаментальное обучение значительно повлияло на то, что я делала в своем блоге. Постепенно вокруг меня выстроилось такое зарождающееся комьюнити таких же преподавателей, которые «болели» методикой. Мы вместе росли, в красках обсуждали и изучали разную профильную литературу. Могу с уверенностью сказать, что я выросла из неопытного в опытного преподавателя и делилась всем своим путем роста в блоге. В 2020 году, в определенный момент я поняла, что меня читают больше другие преподаватели, чем ученики, поэтому начала работать с ними и помогать им выстраивать свою работу”.
Образование:
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (учитель иностранного (французского) языка и иностранного (английского) языка), 2014 год
Опыт работы: 11 лет репетитором, 4 года наставником преподавателей
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)