Навигация по статье

    Как выстроить подготовку к ЕГЭ и как собрать урок для успешной подготовки к ЕГЭ

    Автор статьи:Алина Фролова

    Как выстроить подготовку к ЕГЭ и как собрать урок для успешной подготовки к ЕГЭ

    Ваши ученики получают 100 баллов на ЕГЭ?
    Сдать ЕГЭ на максимальный балл возможно.

    Подготовка к ЕГЭ – это не просто теория, а отточенная стратегия, которая помогает ученикам набирать баллы уверенно и без паники. Но как правильно выстроить урок, чтобы он не превратился в пересказ учебника. Преподаватель, методолог и основатель школы подготовки к ЕГЭ Алина Фролова разобрала ключевые принципы успешной сдачи экзамена и как вдохновить каждого ученика на победу.

    Что такое ЕГЭ?

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ)  – это основная форма итоговой аттестации для выпускников школ в России. Экзамен одновременно выполняет две функции: проверяет уровень освоения школьной программы и является вступительным экзаменом в вузы.

    В чем особенности этого экзамена?

    Если говорить про 11 класс, главное отличие подготовки к ЕГЭ от стандартного обучения в школе заключается в необходимости вспомнить или заново освоить программу с 8 по 11 класс. Например, когда ученики приходят ко мне на обучение, мы начинаем с нуля, поэтому программа получается более плотной и охватывает больше тем, чем школьные уроки. Это касается не только обществознания, но и всех предметов в целом.
    Теоретически, если ученик ответственно изучал предметы с 8 по 11 класс, ему будет легче вспомнить весь материал. Но мало кто из учеников всерьез с первого года обучения этому предмету занимается его изучением в рамках школы. Никто даже цвет учебника не помнит, ведь обществознание часто воспринимается как скучный предмет. Обычно только в 11 классе к школьникам приходит осознание, что обществознание необходимо им для поступления практически везде – на юриспруденцию, экономику, лингвистику, филологию, психологию и т.д. В итоге они начинают изучать предмет с самого начала, чтобы закрыть все пробелы в знаниях.
    Главное отличие ЕГЭ от школьной программы заключается в ее плотности. При подготовке к ЕГЭ необходимо повторить программу всех лет изучения данного предмета, либо экспрессом изучить программу всех 4 лет. Так абсолютно со всеми предметами, которые сдаются на ЕГЭ. Даже если ученик учился идеально, физически вспомнить все темы с 8 класса невозможно – обязательно нужно повторение. К сожалению, пока школа не ориентирована на полноценную подготовку к ЕГЭ. Школьная программа работает по своей траектории, а подготовка к ЕГЭ идет параллельно с основным обучением. Если ученик хочет получить высокие баллы (80-90+ баллов), дополнительные занятия обязательны.
    Даже несмотря на то, что сейчас образование движется в сторону ЕГЭ-ориентированного подхода: ведутся разговоры о введении единых учебников, планируется усиленная подготовка к ЕГЭ в 11 классе, но пока эта система недоработана. На сегодняшний день без дополнительной подготовки качественно сдать экзамен сложно. Поэтому, если вы хотите поступить в вуз своей мечты, начинать подготовку нужно заранее.

    С чего начинать подготовку к ЕГЭ? 

    Подготовка к ЕГЭ – это не просто изучение материала, а структурированный процесс, который включает в себя несколько ключевых этапов.
    Мне нравится сравнивать образование с путешествием. Как и в любом путешествии, нужна точка старта (А) и точка финиша (Б). Определив эти две точки, можно рассчитав длительность пути: сколько времени понадобится для подготовки. У всех этот путь будет индивидуальным.

    Так, я провожу для своих учеников диагностики, где строю личный трек ученика. Он состоит из:

    1. Определить точку финиша (Б).
    Точка финиша – это цель ученика, куда он хочет поступить и какой вуз рассматривает. Надо изучить приказы о зачислении прошлого года и посмотреть минимальные баллы, с которыми абитуриенты были приняты. Важно понимать разницу между проходными баллами и баллами зачисления: проходные баллы – это нижний порог, при котором вуз рассматривает документы, но он не гарантирует поступление. Только приказы о зачислении показывают реальные баллы, с которыми можно потенциально поступить в вуз, поэтому ищите нужную информацию на официальных сайтах вузов. Для каждого направления смотрите, какой балл набрал последний зачисленный студент в списке (на бюджет или платное обучение). Это и будет точка финиша (Б). Оцените баллы в сумме по 3 или 4 предметам, которые нужны для поступления. Поделите в среднем 210 баллов на 3 предмета, чтобы понять, сколько должно быть баллов по каждому предмету, и это будет точка Б.
    2. Определить точку (А).
    Необходимо определить, в какой точке ученик находится сейчас по сравнению с желаемой точкой. Даже если ученик не готовился к ЕГЭ, остаточные знания всегда есть после сдачи ОГЭ в 9-м  классе или из школьной программы. Оцените стартовую точку (А) диагностическим тестом, когда ученик решает вариант ЕГЭ из прошлых лет.
    Средние стартовые баллы в точке А обычно: 20 баллов – если ученик не сдавал ОГЭ и знания минимальны, 30 баллов – если он помнит что-то из программы 9 класса, 40 баллов – если это отличник, кто учился хорошо и помнит школьную программу, 42 балла – порог прохождения экзамена.
    3. Высчитать длительность подготовки и нужный «прыжок».
    Минимальный порог прохождения на ЕГЭ – 42 балла и дальше рассчитывайте длительность маршрута, сколько нужно готовиться. 
    Средняя статистика показывает, что за 9 месяцев (за учебный год) можно повысить результат на 20-40 баллов. Например, если после пробного экзамена ученик набрал 40 баллов, то он сможет выйти на 80+ баллов. Если сейчас 30 баллов, можно рассчитывать на 70 баллов на экзамене ЕГЭ.
    Когда 40 баллов увеличения недостаточно, нужно усилить подготовку и начать ее раньше, чтобы добрать необходимые баллы. Например, заниматься иногда придется с 10 класса, чтобы распределять грамотно учебную нагрузку и увеличить интенсивность занятий или достаточно будет 7 месяцев подготовки, чтобы освежить знания.
    Разные предметы имеют разные темпы подготовки, но принцип расчета остается одинаковым. У каждого ученика индивидуальный маршрут – кто-то пройдет путь быстрее, а кому-то потребуется больше времени.
    Главное – построить свой маршрут и действовать. Подготовка к ЕГЭ – это стратегия, где важно четко планировать шаги. 

    В какой момент лучше всего начинать подготовку к ЕГЭ?

    Ответ на этот вопрос зависит от цели. Если ваша цель – поступление в топовый вуз, то задуматься об этом стоит уже в конце 9 класса. 
    Подготовку лучше начинать заранее. ОГЭ (обязательный экзамен для учащихся 9 класса, который проверяет знания по школьным предметам) – это база для ЕГЭ. В обществознании, например, 60% тем ОГЭ и ЕГЭ перекликаются. Подготовившись к ОГЭ, ученик уже получает стартовый набор знаний, который пригодится ему в 10-11 классе. Однако часто ученики в 9 классе не все понимают свою цель, поэтому ранняя подготовка подходит скорее для тех, кто уже осознанно строит планы на будущее и определился со специальностью и вузами для поступления.
    Оптимальные сроки для подготовки к ЕГЭ – середина 10 класса. Это универсальное время для начала подготовки к большинству предметов. Точные науки (математика, информатика, физика) требуют 2 года усиленной подготовки, особенно если необходимо изучать все практически с нуля. Гуманитарные предметы (русский язык, обществознание, история) можно начинать с середины 10 класса, но сначала важно провести диагностику знаний. Если есть базис знаний с 9 класса, то можно начать подготовку в начале 11 класса.

    Какой самый популярный курс по подготовке к ЕГЭ?

    Чем ближе экзамен, тем выше востребованность курсов. Самые осознанные ученики записываются на годовую программу, но далеко не все задумываются о подготовке заранее.
    Февраль – важная точка отсчета для любого школьника. 22 февраля заканчивается прием заявлений, в которых ученик выбирает экзаменационные предметы и именно тогда многие осознают, что обществознание им действительно нужно для поступления. Так появляются ученики, которым срочно нужна интенсивная подготовка.

    Форматы подготовки также могут быть:

    • Годовой курс – полная подготовка с глубоким изучением материала.
    • Полугодовой курс – уплотненная программа для тех, кто начинает в середине учебного года.
    • Двухмесячное повторение – интенсивное изучение ключевых тем.
    • Экспресс-интенсив за неделю – самый быстрый формат подготовки, который стартует 25 мая.

    Можно ли подготовиться за несколько месяцев?

    ЕГЭ по обществознанию – это не просто тест на знание теории. 
    Экзамен проверяет:  

    • Способность аргументировать, так как это важнее, чем запоминание фактов.
    • Навык логического мышления, потому что нужно понимать, как работает система, а не просто заучивать определения.
    • Умение приводить примеры из реальной жизни, так как экзамен требует осмысленных ответов.

    Многие недооценивают сложность обществознания, и это ловушка. На экзамене встречаются вопросы по законодательству, экономике, политике и даже по социологии. И никто заранее не готовится к тому, чтобы знать фискальную политику или порядок назначения Генпрокурора. Нужен широкий кругозор и навык логического образного мышления. За неделю развить все навыки и выучить все невозможно. Это то, что тренируется многократными повторениями, также как езда на велосипеде. Следовательно, невозможно подготовиться на высокий балл без хорошего стартового капитала навыков.
    Средний результат за экзамен по обществознанию – 56 баллов (такой же балл, как и по математике). А 80+ баллов получают только 10% учеников. Даже несмотря на то, что проходной балл ЕГЭ – 42, но вузы обычно сами устанавливают проходной балл и принимают документы с 45 баллов и выше. В целом, проходные баллы в вузах по разным предметам, но по обществознанию они одни из самых высоких.
    Экспресс-подготовка возможна, но требует особого подхода. За 2 месяца можно набрать около 70 баллов, так как для этого уровня достаточно знаний теории. Для 80+ баллов необходимы навыки анализа, аргументации и логического мышления, которые невозможно приобрести за короткий срок (за 2 месяца). Курс на 2 месяца подходит для базовой подготовки, но для высокого результата важно начинать обучение как можно раньше.
    Экстремальные ситуации случаются всегда, и один из самых популярных форматов подготовки к ЕГЭ – это недельный интенсив перед экзаменом. Такой есть и в нашей школе подготовки к ЕГЭ. Он включает  6 занятий по 2 часа с плотным разбором самых важных тем, которые с высокой вероятностью будут на экзамене. За короткий срок ученики могут улучшить свои знания и повысить свои баллы. Этот курс очень популярен и на него всегда записывается половина всех учеников за год, и столько же добавляется в последние дни перед ЕГЭ.
    Самый успешный кейс в нашей школе был, когда ученик набрал +30 баллов после 9 дней прохождения такого интенсива. До прохождения интенсива он писал пробный экзамен на порог (40-42 балла), а ЕГЭ на 72 балла. Регулярные занятия помогли добиться таких впечатляющих результатов за такое короткое время. По ОГЭ хороший результат был у ученика, с которым я индивидуально интенсивно занималась всего 3-4 раза и в итоге он сдал экзамен на 5. 
    Экспресс-подготовка – это настоящий марафон знаний, который дает мощный результат за короткий срок, но я бы не рекомендовал откладывать подготовку на последний момент. 

    Нужно ли преподавателю самому сдавать ЕГЭ?

    Я сдавала ЕГЭ шесть раз подряд в разных регионах: дважды в Екатеринбурге, один раз в Чебоксарах, еще один в Санкт-Петербурге и дважды в Москве. Этот опыт помог мне глубже понять экзамен и разобраться в технических нюансах, с которыми сталкиваются ученики. Именно поэтому я считаю, что это важный опыт для любого преподавателя, занимающегося подготовкой к ЕГЭ.
    Я сдаю экзамен, чтобы быть в одинаковых условиях с учениками. Это дает мне возможность:

    • Понять психологически аспекты сдачи экзамена.
    • Оценить тайминг – уложиться в отведенное время действительно сложно, даже если знаешь ответы.
    • Выявить технические моменты. Например, какую ручку лучше выбрать, чтобы писать быстрее.

    Есть ли разница в сложности ЕГЭ по регионам?

    Существует миф, что в одних регионах задания легче, а в других сложнее. Мой опыт его опроверг: я не заметила закономерности между регионом и уровнем сложности заданий.
    Но з года в год я вижу, что есть стандартный набор повторяющихся тем, которые 100% встречаются на экзамене. Например, все, что касается конституции, налогов, права и обязанности налогоплательщика на экзамене встречается каждый год. 
    Плюс в ЕГЭ есть тенденция на усложнение. Формулировки заданий становятся изощреннее, спрашивают все больше нюансов и тонкостей. Что еще важнее, сейчас есть поворот экзамена к реальной жизни. Сдача экзамена требует приведения  практических примеров из реальной жизни Российской Федерации, а не только знание теории. К чему ученики очень плохо готовы, для них это реальный шок.
    Например, провалами прошлого года были задания, где нужно назвать деятелей искусства, гуманитарных ученых, освоителей космоса, партии, общественные движения РФ. В общем, все, что касается реальной жизни страны, где нужно приводить факты и данные, давать примеры фамилий. Особенно если это политика, право, экономика, которые далеки от жизни учеников, и им приходится гуглить информацию, чтобы узнать и дать ответ на эти вопросы на экзамене, такие как «Какая сейчас ставка ЦБ?», «Какие есть банки?», «Какая ставка по вкладам?», «Какая зарплата у президента?», «Какие есть партии? Какие у них программы и что они обещают?». По факту обществознание становится действительно полезным и нужным предметом, потому что ученики начинают понимать, что происходит в стране. 

    Какие есть еще этапы подготовки?

    Следующий этап подготовки к ЕГЭ – основной. В нашей школе мы делим всю подготовку на три круга.
    Первый круг (7 месяцев) – изучение всех тем с нуля и формирование базовых знаний.
    Второй круг (2 месяца) – ускоренное повторение материала, чтобы закрепить его и напомнить мозгу, что все изученное на первом круге – это важная информация. 
    Третий круг (1 неделя) – интенсивная практика, подготовка к экзаменационной нагрузке и выход на пиковые возможности сдачи экзамена.
    Ключевые элементы успешной подготовки:

    • Теория – изучение предмета, 20 тем в месяц или 5 тем в неделю, чтобы полностью пройти программу к марту и начать повторение в апреле. Большая ошибка тех, кто готовится самостоятельно, в том, что они думают, что могут готовиться к экзамену 9 месяцев. Но тогда у них не остается времени на повторение, и они забывают все, что изучили в октябре.
    • Практика – регулярные тренировки навыков, особенно по сложным заданиям второй части. В ЕГЭ по обществознанию есть базовые темы и задания. Они не сложные и направлены на понимание теории. Их можно нарешать. Но максимальный балл, которые можно набрать за такие задания,  60-70 баллов. Во второй части задания повышенной сложности, которые требуют отработки навыков: логического и образного мышления, развития широкого кругозора, знание реальных фактов из жизни Российской Федерации. Для таких заданий как раз-таки требуются длительные занятия из недели в неделю. Часто ученики даже не знают, что такое аргумент, это надо ему объяснить и помочь построить логическую цепочку знаний. Формирование таких навыков будет полезным и в реальной жизни.
    • Запоминание – это свидание с информацией, то есть повторение материала через регулярную систему «встреч». В обществознании нужно прийти на экзамен и уметь рассказывать темы по памяти, поэтому нужен план, чтобы изложить его. Есть иллюзия, что запоминание – это разовый процесс, «зубрежка», когда сел за раз и все выучил, а потом расстраиваешься, что забыл все уже через неделю.
    • Запоминание – это взращивание нейронных связей. Этот процесс куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому важны круги повторения. С помощью кругов повторений, встроенных  не только в первый круг, но и внутри каждого месяца и даже недели (проведение зачетов, срезов знаний или дней, выделенных для повторений), информация запоминается Таким образом, надо сделать свидание с темой хотя бы 7 раз. 
      В прошлом я преподавала мнемотехнику, поэтому часто применяю их в работе. Например, визуализация, чтобы запоминать не сухие термины, а образы по картинкам и ассоциациям. Также ассоциации через абсурд или ассоциативные схемы, которые позволяют легко удерживать информацию в голове, связывать ее с логикой предмета и быстро вспоминать на экзамене.
    • Психологическая подготовка – умение справляться со стрессом и контролировать эмоции в день экзамена.
      Это важный элемент, из-за которого срываются высокие баллы учеников, особенно тех, кто серьезно настроен на получение 80+ баллов. В школе не учат распределять нагрузку, справляться с эмоциями и стрессом, до сих пор обучая по принципу «чем больше, тем лучше», но это не работает. У мозга и тела любого человека  есть ограничения по его мыслительным способностям. Этому требуется уделять отдельное внимание. Важно обучить школьников, как отдыхать, как планировать свою неделю, сколько можно заниматься, чтобы не перенапрягаться, как справиться с тревожностью и страхом. 
      Когда приближается день сдачи экзамена, то включается симулятор олимпийских игр. На олимпийские игры приходят спортсмены с похожей подготовкой, но выигрывает тот, кто оставался спокоен. Такая же ситуация с ЕГЭ. Много учеников потенциально могут получить высокий балл, но получат его только те, кто в момент сдачи экзамена смогут сохранить трезвый ум и ясное сознание. И этому тоже нужно учить. Не получится просто прийти и успокоиться. Навыку успокаивания себя в стрессовых ситуациях надо обучить, а для этого – рассказать, как работает нервная система, как устроен наш организм, и что можно сделать, чтобы не переживать во время сдачи экзамена.
      Например, можно ежемесячно встречаться с психологом, чтобы помочь ученику разобраться с накопленным эмоциональным напряжением. Или провести отдельную встречу перед экзаменом, чтобы настроиться на успешную сдачу и разобраться в причинах тревожности. Для профилактики важно живое общение с учениками, обсуждение не только учебных вопросов, но и волнующих их тем из жизни.
      Я заметила, что многие проблемы с мотивацией учеников связаны именно с психологическими факторами. Иногда эмоциональное напряжение мешает им продуктивно готовиться, приводит к пропуску занятий и сопротивлению к подготовке к экзаменам.

    Надо грамотно выстроить процесс и придерживаться стратегии обучения.

    Какие ресурсы и материалы использовать для подготовки к ЕГЭ?

    Чтобы эффективно подготовиться к экзамену, важно использовать только достоверные источники, созданные самими составителями ЕГЭ.
    Среди авторов-составителей: 

    • Учебники Котова-Лискова с 8 по 11 класс, которые являются официальной базой для подготовки.  
    • Сборники заданий Котова-Лискова – сборник 30 вариантов для отработки  заданий.
    • Боголюбов также один из ключевых авторов учебников по обществознанию.

    Лучше не изучать пособия других авторов, так как уровень сложности может не соответствовать реальному ЕГЭ.
    На данный момент единого учебника для подготовки к ЕГЭ по обществознанию не существует. Весь материал разбросан по 14 книгам от трех разных авторов. Естественно, что ученики не могут ознакомиться со всеми 14 учебниками и понять, какая именно информация им нужна и какая встретиться на экзамене.  Поэтому лучше всего довериться экспертам в подготовке к теории. Для своих учеников я собираю из этих четырнадцати – один учебник, который составлен по кодификатору и с самой нужной информацией. Но мало у кого есть столько терпения и времени, поэтому важно критически оценивать все материалы для подготовки.
    Для отработки практических заданий ЕГЭ ученикам необходимо изучить открытый банк заданий ФИПИ, который содержит примеры экзаменов прошлых лет. Однако этот источник быстро исчерпывается. Также я бы рекомендовала сайт «Решу ЕГЭ». Он заслуживает доверия, но в обществознании встречаются устаревшие задания, поэтому важно быть внимательным. Не рекомендую использовать задания со случайных сайтов, так как их авторство неизвестно, а форматы могут быть неактуальными.

    Какой объем информации надо обработать для подготовки к ЕГЭ?

    Чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию, необходимо освоить примерно 130-135 тем.
    Ученик должен изучить 18-20 тем в месяц. Если умножить на 7 месяцев подготовки, то получится около 130 тем. В открытом доступе ФИПИ (открытом банке заданий ЕГЭ) указано меньше тем (примерно 100), но в нем некоторые темы объединены, так как  внутри них несколько подтем. Однако в реальности ученику необходимо освоить больше информации, поэтому надо детально разбирать каждую тему и формировать из них полноценные блоки для изучения.

    Какие ошибки допускают при подготовке к ЕГЭ?

    Ошибка №1: отсутствие подготовки.
    Некоторые ученики надеются на удачу или думают, что смогут подготовиться за неделю до экзамена, но это рисковая стратегия, которая редко приводит к отличному результату.
    Ошибка №2: отсутствие четкого плана подготовки. Когда ученики совершают хаотичные действия: смотрят случайные видео, участвуют в семинарах или слушают лекции без единой системы, это лишь приводит к тревоге, ощущению, что «делают недостаточно» и просто пытаются заполнить пробелы знаний в последний момент.
    Ошибка №3: недостаточный контроль прогресса. Пробное написание проверочных работ позволяет отслеживать динамику баллов. Я бы советовала проводить тестирование ежемесячно, а не писать первый пробный экзамен только в декабре, а  второй – в апреле, как это делается в школе.
    Ошибка №4: попытка «зубрить». Необходимо научиться не просто пересказывать учебник, а запоминать. Это процесс, а не разовое действие.
    Ошибка №5: отсутствие цели. Многие ученики не понимают, зачем они сдают ЕГЭ. Если нет четкой цели, сложно определить, какие баллы нужно получить, какой вуз выбрать и какую стратегию подготовки построить. Отсюда проблемы с мотивацией и нежелание готовиться к сдаче экзамена. 
    Как будто бы цель «Поступление в университет» есть у всех школьников, сдающих ЕГЭ, но всем ли это действительно нужно. Ответ на этот вопрос знают лишь единицы. Так принято, что после школы нужно поступать в вуз. Но сами школьники не уверены, для чего. Поэтому только 10% учеников получают высокий балл за экзамен. Среди них те, кто знал, зачем им нужны высокие баллы. И дело не в том, что другие ученики неспособные. Абсолютно каждый может сдать на любой балл, если у них есть ответ на вопрос: «Зачем мне это нужно?». И понимают, что ЕГЭ – это не финальная точка, а инструмент для будущего. 


    Как строить урок по подготовке к ЕГЭ?

    В своей работе я опираюсь на систему перевернутого класса и маленьких шагов. Это значит, что ученики изучают теорию самостоятельно в качестве домашнего задания. Они получают короткие записанные 15-минутные видеоуроки, которые помогают сфокусировать внимание и изучить тему, затем проходят тесты по просмотренному материалу, а после выполняют практические задания по теме уже с изученной теорией. А на уроке мы отрабатываем и развиваем навыки практического решения заданий, поскольку это самое сложное в экзамене. Именно за эту часть ученик может получить самые высокие баллы. Следовательно, ей и уделяется основное время занятия с преподавателем.
    Занятия по практической части осуществляется по циклу Деминга: планируй, действуй,  проверяй, корректируй. По плану мы обсуждаем структуру занятия и количество заданий, которые необходимо решить (например, 15 заданий разного типа). Действуем по образцу решения и только затем решаем вместе. После закрепления ученик учится действовать самостоятельно и решает часть заданий. Далее проверяется успешность выполненных заданий, и ученик анализирует, что ему удалось сделать, а какие моменты вызвали сложности. В завершении корректировки ученик учится рефлексии: выделяет важные моменты и формулируют свои выводы. Это особенно важно, потому что без осознанного анализа урока часть знаний теряется. Таким образом, ученик учится самостоятельно отслеживать свои ошибки и корректировать их, а каждое новое занятие проходит на основе накопленного опыта, что значительно ускоряет прогресс. Такая система обучения позволяет улучшить повторение материала.  
    Весь процесс обучения строится на кругах повторения материала.
    На первом круге повторения происходит изучение с детальным разбором материала через видеоуроки. Каждая тема развернуто и тщательно объясняется, чтобы ученик усвоил основы и логику предмета.
    На втором круге повторения ученик повторяет тот же материал в другом формате, например, прочитав информацию в учебнике, где собраны все ключевые моменты теории. Плюс к теории есть аудиоразборы, где делается упор на примеры и их практическое применение. Если учебник с интерактивными переходами, то ученик, читая сложную тему, может кликнуть на подзаголовок, который перенесет его к другой части, где есть объяснение. Это значительно экономит время и позволяет быстро повторять материал, избегая ненужного перечитывания всей темы. Повторение на данном круге проходит гораздо быстрее, но при этом ученик лучше усваивает информацию благодаря разным форматам восприятия.

    Как мотивировать учеников готовиться к ЕГЭ?

    Мотивация – один из самых сложных аспектов подготовки, поскольку внешние стимулы работают только краткосрочно, а внутренняя мотивация требует комплексного подхода со стороны родителей, семьи и преподавателей.
    Репетитор может помочь с внешней мотивацией, добавляя игровые элементы в занятие.  Например, можно использовать геймификацию, когда обучение превращается в челлендж, где ученик проходит курс за определенное количество времени. Так материал делится на маленькие части, а при регулярных занятиях всего по 30 минут в день ученик сможет успеть изучить тему без перегрузки. 
    Еще один способ мотивации – система баллов и наград за успешное выполнение заданий. Ученик может получать баллы, которые можно будет обменять на призы. 
    Но самое главное в мотивации, особенно в работе со сложными учениками – это отношение к ним. Оно выражается в уважении к ученику и поддержке. Ученик должен чувствовать, что его ценят не только за знания, но и как личность, без давления со стороны преподавателя, даже если он не успел выполнить домашнее задание.
    Также в любом процессе обучения важно выявлять маленькие победы учеников. Вместо фиксации на ошибках надо подчеркивать его успехи, то, что у него получается, и делать акцент на его прогрессе, чтобы сохранить интерес к обучению. 
    Уверена, что изменение отношения к ошибкам – важный навык и для ученика, и для преподавателя, который должен уметь терпимо относится к ошибкам учеников. Некоторые преподаватели не могут смириться с тем, что ученик не понял или делает что-то не так. Преподаватель тоже должен быть готов к тому, что ученики допускают  ошибки. Это учебный процесс, и избежать их не получится. Вместо классического анализа ошибок с исправлением красной ручки лучше использовать принцип зеленой ручки, чтобы показать, что ученик сделал правильно. Если в тесте все ответы неправильные, но один верный, именно на него надо сделать акцент. Такой подход сформирует уверенность, а не страх перед ошибками. Помните, что ошибка – это часть учебного процесса, а не повод для стресса. Поощрение всех попыток, даже неудачных, необходимо, так как каждая ошибка – накопленный опыт. Каждую попытку лучше засчитывать за победу и праздновать ее, потому что именно она поможет прогрессировать быстрее.  

    В своей работе я применяю тактику «быстрых побед». В начале года или занятий организуется быстрый прогресс, то есть подбираются такие темы и задания, которые позволяют ученику за первый месяц увидеть реальный рост и прогресс. Это дает мощный толчок для дальнейшей подготовки. И тогда на этом «топливе можно ехать дальше» и решать более сложные задания. 

    Нужно ли домашние задания при подготовке к ЕГЭ?

    Размер домашнего задания лучше вычислять исходя из реальной загруженности ученика. ЕГЭ – это подготовка сразу по нескольким предметам, плюс у каждого школьника есть школа и домашние задания. В среднем на все предметы ЕГЭ у ученика остается 6-8 часов в неделю. То есть примерно 2-3 часа уходит на занятия с преподавателем, а 3-3,5 часа – на самостоятельную работу и выполнение домашних заданий.
    Лучше организовать выполнение домашнего задания с разделением материала на небольшие порции – вместо объемных блоков ученик занимается всего 30-40 минут в день. За это время ученик может успеть просмотреть видео, сделать небольшой тест по просмотренному и  повторить теорию в учебнике.
    Таким образом, домашние задания могут быть встроены в учебный процесс, а подготовка к ЕГЭ становится как бы еще один коротким уроком, который легко вписывается в расписание школьника.

    Какие интерактивные технологии использовать для подготовки к ЕГЭ?

    Для удобного и эффективного обучения я использую три основных платформы, каждая из которых выполняет свою роль.

    Платформа для хранения базы знаний, включая видеоуроки и домашние задания.
    Платформа для проверки домашних заданий и отработки практических навыков. 
    Платформа для видеозвонков с учениками. 
    Плюс чат с учениками для коммуникации, где публикуются анонсы и новости школы.

    Какой совет вы могли бы дать преподавателям, которые готовят к ЕГЭ?

    Эффективная подготовка к ЕГЭ требует глубокого понимания экзамена, умения работать с актуальными заданиями и правильной методики преподавания.
    Главный совет – сдавайте ЕГЭ сами. Преподавателю важно самому сдавать экзамен, чтобы проверить, насколько его методика работает на практике. Я сама проверяла работу своей системы и сдавала экзамен на 100 баллов, зная, что это сделать реально. Существует множество мифов о ЕГЭ, которые часто не соответствуют реальности. Они часто мешают качественной подготовке учеников, так как многие учителя опираются на интернет-обсуждения, не проверяя реальные факты. Сдача экзамена поможет понять атмосферу, фактическую сложность заданий, работу проверяющих и даже такие мелкие детали, как правила поведения, которые необходимо соблюдать (например, предметы, которые разрешено проносить на экзамен или что лучше надеть) и фактическую сложность заданий.
    Второй совет – перестаньте рассказывать теорию на занятиях. Она, безусловно, важна, но практика сложнее. Время с преподавателем самое ценное, поэтому нужно тратить его на самое сложное – решение практических заданий.
    Третий совет – повышайте квалификацию, потому что большинство преподавателей не умеют решать задания с примерами и аргументами или решают так, что это не приносит баллов. Поэтому обратите внимание на ваш уровень осведомленности в теме сдачи экзамена в целом.

    Об авторе:

    Алина Фролова,

    преподаватель обществознания и русского языка, методолог и руководитель школы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ “Компас”.

    “Примерно последние 10 лет я преподаю обществознание. Сама сдаю ежегодно ЕГЭ, потому что верю в то, что можно передать ученикам только то, что умеешь сам: если сам преподаватель не сдавал ЕГЭ, то он не может научить этому других. Несколько раз я набирала 100 баллов, и у меня есть ученики-стобальники. В среднем каждый мой второй ученик набирает выше 80 баллов. 
    У меня есть еще второй проект: обучение преподавателей, где мы с командой повышаем квалификацию преподавателей по таким темам, например, “Как вести групповые занятия”, “Как построить урок, чтобы он приносил результат”, “Как создать структуру урока”, “Как строить образовательные программы в течение недели, месяца, года”  и в целом прорабатываем методологию преподавателей. По сути сейчас я больше методолог, чем преподаватель. Я помогаю также в создании курсов по итальянскому, физике, математике и русскому языкам. Сам предмет для меня не так важен. Главное – методология. Именно на нее я направляю свой основной фокус внимания, что позволяет мне создавать качественные продукты практически в любой области знаний.
    В далеком 2016 году, когда я только начинала свою преподавательскую деятельность по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, вела два предмета – обществознание и русский язык. Однако фокусироваться на двух предметах оказалось сложно, и я выбрала своим приоритетом обществознание, чтобы быстрее самой освоить материал и приносить ученикам ощутимые результаты. Ближайшие 20 лет я планирую и дальше связывать свою жизнь со сферой образования. У меня есть большая мечта и цель создания и расширения своей  полноценной школы”. 


    Образование: 
    МГУ им Ломоносова, социологический факультет, 2015 г.

    Победитель конкурса НИУ ВШЭ «Урок для учителя», квалификация эксперта ЕГЭ от ФИПИ

    Опыт: 10 лет

    Контактные данные: 

    Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)

    Телеграм

    Сайт

    YouTube

    RuTube 

     

    Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies, для того чтобы наш сайт работал лучше