Вы понимаете, что пришло время повысить цены на свои услуги, но вам страшно? Боитесь потерять всех учеников?
Повышение цены – непростой, но необходимый шаг для многих преподавателей. Как это сделать это грамотно ответила психолог, интегративный терапевт, НЛП-тренер, эксперт на ТВ и автор собственной методики внутреннего покоя и силы, практикующий с 2014 года Ольга Адрианова. Узнайте, как позволить себе поднять стоимость услуг.
Почему преподаватели недооценивают свой труд и не стремятся повысить цены занятий?
Для преподавателей краевым моментом могут быть внешние и внутренние факторы.
Некоторым и не надо повышать цены. Не все хотят быть богатыми и востребованными. Например, у кого-то муж хорошо зарабатывает, и поэтому не нужно повышать цены на занятия, так как нет стремления для увеличения своего дохода. Это и есть влияние внешнего фактора.
Однако у большинства есть внутренне запреты: стыд и страх. Например, преподавателям бывает страшно, что если они повысят цены, то все откажутся заниматься, либо все будут недовольны повышением цен и больше не будут рекомендовать вас другим. Соответственно, с этим нужно просто работать, если есть желание. К тому же старая школа преподавателей действует и мыслит повторяющимися методами. Они воспринимают жизнь как поле боя, на которое выходят каждый день, чтобы биться с конкурентами, ходить по головам, стремится куда-то вверх, даже если нет сил. Таких преподавателей пугает и останавливает вступать в эту гонку повышения цены страх того, что они станут невостребованными на рынке труда. Полагают, что повысить цену занятий просто нельзя. На самом деле можно. Можно все, что угодно. Можно все что вы хотите. Если у вас есть желание «расширить» себя на карьеру или стать лучшим преподавателем в своей области, но вас останавливает факт того, что этого можно добиться, только «идя по головам», а это противоречит вашему внутреннему самоощущению, то вы себя «сужаете». Пространство вариантов того, как прийти к вашей цели, огромно. А вы себя лишь ограничиваете и убеждаете, что это единственный возможный способ, который к тому же вам и не нравится. Когда у вас нет других вариантов, конечно, вы будете находиться в положении безысходность. Но помните, что всегда есть другие варианты. И их всегда больше двух. Даже если сейчас вам так не кажется. Если вы их сейчас не видите, это не значит, что их нет. Просто вы их пока не заметили. Всегда есть возможность сделать так, как будет вам комфортно. Если вы мягкий, спокойный, отзывчивый и добрый человек, и вам не нравится сама идея первого и пока единственного варианта «идти по головам» – не делайте так. Выберете для себя вариант, предварительно обозначив себе цель. Например, «Я хочу стать лучшим преподавателем на рынке труда» и подумайте, как вы можете прийти к своей цели, учитывая свои ценности и комфорт.
Как добиться поставленной цели?
Во-первых, изучите, какой вы внутри. Далее определите, чего вы хотите, то есть вашу личную миссию: зачем вам вообще нужно становиться первым преподавателем в своей области (сюда подставить свою цель). Ради чего? Денег, одобрения, принятия, похвалы и т.д. Запретных желаний нет. Можно все, что не прописано в уголовном и административном кодексе, как запрещенное. Разрешите себе желать.
Во-вторых, действуйте через то, что вас мотивирует. Здесь уже важна дисциплина, а не только желание. Определите шаги и систематически им следуйте, шаг за шагом. Они не обязательно должны приносить наслаждение, радость и легкость. Бывает по-разному. Жизнь непредсказуема.
В-третьих, держите контакт с реальностью и включайте эмоциональный интеллект. Подумайте, насколько реально достичь вашей цели разными путями, а не только единственно возможным. Чаще всего ответ будет «не знаю», потому что вы еще своего не достигали, а наперед знать невозможно. Следовательно, раз вы не знаете, то и не надо делать выводы раньше времени. Значит, надо идти и узнавать, как сработает. Что делать? Изучайте литературу, смотрите интервью и перенимайте опыт людей, которые уже пришли туда, куда хотите вы, расширяйте ваш круг общения и окружение, ходите на нетворкинг, участвуйте в конкурсах и т.п. Но исходите не из манипулятивной цели обрасти связями, а из цели общения и понимания того, как мыслят другие, старайтесь находить в этом то, что вам действительно нравится. И не обязательно сразу же применять идеи, которые вы где-то услышали и подсмотрели. Просто делайте то, что вам нравится, откликается и получайте от этого удовольствие. Например, если вы любите общаться, ходите на встречи и общайтесь. Если не любите – смотрите фильмы, читайте книги, ходите в библиотеку. Делайте то, что вам комфортно. Ваше мышлении будет вас «расширять» через ваш искренний интерес и внутренний комфорт (которого нет, когда вы что-то делаете насильно). Но не забывайте, что если хотите прийти туда, где никогда не были, делайте то, что никогда не делали. Это не значит, что нужно сразу прыгать в свои страхи и выступать на многомиллионную публику, если вы этого никогда не делали. Так вы только создадите себе лишние проблемы и неудобства. Если у вас есть страх, это не значит, что от него надо избавляться. В него надо идти, если вам он мешает. Соответственно, вы исходите всегда из того, что вы хотите, из вашей конечной цели. Если вы ее не видите или четко для себя не обозначаете, то, вероятно, придете в тупик. Например, у вас все хорошо с дисциплиной и с мотивацией. Перед вами длинная лестница, вы по ней взбираетесь вверх, становясь с каждой ступенькой все ближе к цели, а в самом верху понимаете, что лестница приставлена не к тому дому. Поэтому всегда, прежде чем что-то начинать делать, поймите, чего вы хотите получить в итоге, как вы себя чувствуете и надо ли вам это.
Какие внутренние психологические установки мешают преподавателю повысить цену?
Страх и стыд мешают напрямую преподавателю повысить цены.
Действие повышения цены казалось бы очень просто. Ничего сложного, бери и повышай. Однако на это простое действие мы навешиваем кучу своих смыслов и страхов. В них и кроется основная неспособность повысить цену на свои услуги.
Чаще всего преподаватели боятся, что все откажутся заниматься или того, что их занятие столько не стоит, назовут меркантильными или усомнятся в их порядочности и любви к работе. У каждого в голове будут свои страхи, которые причиняют боль. Страху практически всегда сопутствует стыд.
Какие эмоции испытывает преподаватель при повышении стоимости своих услуг?
Эмоции и страхи при повышении цен:
- Неуверенность в себе. Сегодня в интернете наблюдается тенденция на высокие чеки. Многие преподаватели повышают стоимость своих услуг просто потому, что так делают другие. Например, все берут 100 000 рублей за месяц работы с одним учеником, и преподаватель решает поставить такую же цену. Ему плохо, он сомневается, что дает нужные знания за эту цену, все время корит себя и считает недостойным, пытается понять, не был ли этот скачок цен для него слишком высоким и оправдывает ли он новую стоимость услуг.
- Боязнь негативной реакции клиентов. Боязнь потерять клиентов из-за повышения цен – одно из самых распространенных чувств. Этот страх также часто связан с синдромом «хорошей девочки»: если получена негативная обратная связь, то сразу становится страшно. В этом случае отслеживайте свои эмоции и представляйте чашу весов, на которой с одной стороны ваша цель, а с другой – ваши чувства. Очевидно, что ваша цель всегда будет выше, ведь вы хотите ее больше. Соответственно, не сделать что-то страшнее, чем пойти в этот страх. Сделайте этот выбор без выбора.
- Чувство вины. Ощущение, что повышение цены может быть неэтичным или несправедливым по отношению к клиентам. Как этично повысить цену занятий? Некоторые используют способ постепенного увеличения стоимости после определенного количества проведенных уроков. Например, если ваш ученик давно с вами занимаемся, то вы его предупреждаете, что будете повышать цены после 5 проведенных уроков на 1000 рублей. В этом случае вы устанавливаете свои правила, сообщаете о них ученику, а он уже решает для себя, продолжать ли дальше заниматься по новой цене. Такой способ сообщения новости вызовет у ученика чувство, что о нем позаботились. Тогда переход от старой цене к новой не будет для него резким и неожиданным. Либо вы можете сказать, что со следующего месяца стоимость занятия будет 2500 рублей, но если сейчас стоимость составляет 1500 рублей, то до начала следующего занятие вы пока будете постепенно увеличивать сумму каждого занятия на 150 рублей, например. Такой плавный переход к финальной цене может быть воспринят более мягко. Здесь важно найти оптимальный для себя способ, чтобы и цену повысить, и вам при этом внутри было спокойно.
- Перегрузка ответственностью, то есть чувство, что с повышением цены растет и ответственность за результат работы. Преподавателю не только страшно, потому что он не уверен в своей способности оправдать новую стоимость занятий, но это еще и вызывает чувство сильной ответственности, которая на него давит и вызывает стресс. То есть у него покупают, но ответственность давит настолько, что ему может быть сложно вставать по утрам, надо будет заставлять себя готовиться к занятиям и идти на них. Это сильно давит на психику и мешает жить.
Какие причины этих эмоций?
- Сравнение с другими: склонность сравнивать себя с коллегами и ориентироваться на их цены, не учитывая собственные уникальные качества и ценности.
- Незнание своей ценности: неспособность адекватно оценить свою работу и определить ее реальную стоимость.
- Страх выйти из зоны комфорта: боязнь перемен и неизвестности.
- Внутренние ограничения: личные убеждения о том, сколько можно зарабатывать и какую ценность предоставлять.
Процесс повышения цены требует осознанности, внутренней готовности и учета личных границ и ценностей.
В чем разница между ценой и ценностью?
Цена – это цифра, а ценность – это то, что вы даете.
Здесь важно оценить результаты. Многие просто ходят на работу с мыслью, что все, чем они занимаются – это преподают. Это не плохо, но какую ценность вы тогда даете ученику? Зачем вы ему преподаете? Ученикам важно видеть результаты, а преподавателю – мыслить ими. Поразмыслите, что получит ученик от взаимодействия с вами: от того, что придет на урок. Задайте себе вопрос, соответствует ли цена результату или вы даете намного больше и ценность ваших занятий в разы выше. Если это так, то вы можете это сделать своим маркетинговым ходом и показывать, что ваши результаты намного лучше. Это поможет повысить лояльность ваших учеников и привлечет новых.
Как правильно оперировать результатами?
Это просто и сложно одновременно. Чтобы оценить результаты, вам нужно получить обратную связь от учеников и/или их родителей. Многие преподаватели очень боятся это делать, так как у них уже есть сформировавшееся мнение о самих себе, уйма пройденных обучений и опыта за плечами. Им страшно узнать, если кому-то что-то не нравится, они упираются в синдром самозванца. Пока нет обратной связи, сохраняется самооценка, однако реальность искажена и представление о себе тоже. Присутствует страх услышать любой ответ, как положительный, так и отрицательный. Такие преподаватели не управляют результатами учеников, потому что не слышат и не понимают, какой результат им нужен и какой они дают. Следовательно, не понимают, за что их ценят больше всего как специалиста. Возможно, это даже и не знания, которые вы даете, а ваша внимательность к деталям, креатив, позитив или честный разговор и поддержка. Важно разобраться, в чем ваша ценность и видят ли ваши ученики результаты. Потому что если бы нужны были только упражнения для того, чтобы добиться успехов в обучении, то все бы просто использовали первые попавшиеся в интернете упражнения и искусственный интеллект. Преподаватель в этом случае был бы не нужен. Ваша истинная ценность как преподавателя состоит в том, чтобы решать моменты, когда что-то не получается. Попробовать по-разному дойти до результата, попробовав все возможные и доступные варианты. Соответственно, нужно найти в себе смелость попросить обратную связь. Это откроет вам глаза на многие вещи и создаст для ученика пространство заботы, которое вызовет доверия как к преподавателю и в итоге отразится на результативности.
Если же вам говорят, что вы плохой преподаватель без фактов и доводов, то не уходите сразу в крайность и не верьте всему, что вам говорят. Оцените ситуацию в комплексе и обращайте внимание больше на свои чувства, даже если это звучит эгоистично. Задайте себе вопрос, действительно ли вы считаете, что вас хотели обидеть или причина во внутренних переживаниях ученика, который боится узнать, что причина отсутствия результата на самом деле в нем. Выслушайте мнение, скажите, что вы тоже переживаете за результат, но четко установите границы. Так вы сразу станете по одну сторону баррикад и из позиции врагов превратитесь в соратников. Тогда вы сможете вместе выйти из кризисной ситуации, решить проблему и двигаться в сторону достижения результатов. В этом и будет ваш профессиональный опыт и компетенции. Обладая четким представлением о себе и регулярно собирая обратную связь и работая с возражениями, вы сможете понимать, какую ценность даете своим ученикам и насколько ваша ценность превышает цену. Помните, что пока вы просто убеждены в своей голове, что вы крутой специалист, и ваши занятия могут стоить 100 000 рублей в месяц, это лишь шаткая фантазия. Ее нужно подкрепить реальными отзывами и кейсами. Держать контакт с реальностью. Параллельно спрашивая себя, как вы себя чувствуете, зачем вам это, какая ваша личная цель: дать результат ученику, ощущать себя классным преподавателем, поделиться знаниями или что-то другое.
Как определить комфортную цену для повышения стоимости услуг?
Когда вы ставите цену, важно знать почему вы это делаете именно так. Отслеживайте по своим внутренним ощущениям, готовы ли вы к повышению. Не задумывайтесь о других, думайте о себе. Оцените количество рабочих часов и учеников, которые сейчас у вас есть. Из этого расчета зафиксируйте сумму, которую вы бы хотели получать в месяц за свой труд. Сумма должна быть такой, чтобы закрывать все ваши потребности. Если вы не может пока выдержать высокую цену, поставьте ту, которую вам комфортно выдерживать на данный момент.
В психологии есть техника «Пока так», которая помогает психологически принять текущее состояние и работать над расширением своих возможностей в будущем. Если вы хотите зарабатывать больше и готовы к повышению цены, значит, вы «расширяете себя» на эту новую сумму, увеличивая свою финансовую емкость.
Как проверить свою финансовую емкость? Возьмите несколько листов А4. На одном листе напишите цену одного своего занятия или сумму за месяц занятий одного ученика. На втором – напишите сумму в два раза больше, на третьем – в три раза больше. Разложите эти листы на полу и встаньте сначала на первый с вашим текущим ценником, затем закройте глаза и понаблюдайте за своими ощущениями и поймите, что вы сейчас испытываете. Потом сделайте шаг и встаньте на сумму в два и в три раза больше и также отследите свои эмоции. Главное в этом упражнении смоделировать ситуации, когда вы уже получаете больше и прочувствовать их на себе: «Я беру сейчас за уроки такие деньги. Какого мне? Нормально? Какие эмоции у меня это вызывает?» Если нормально, соответственно, эту цену занятий можете спокойно ставить. Становясь на третий лист большинство начинает трясти, потому что ответственности становится слишком много. Значит, пока повремените с увеличением в 3 раза, вы пока не готовы. Вернитесь на предыдущий листок и и еще раз оцените чувства. Вероятнее всего к этим переменам вы уже вполне готовы.
При установлении стоимости всегда исходите из своих ощущений. Кто бы что не говорил и не советовал вам, только вы знаете, что для вас будет лучше и сколько стоит ваша работа, во сколько вы ее оцениваете. Ваш ценник должен вписываться в ваши ценности, приоритеты, желания и комфорт: во все, что находится за вашими личными границами. Если цена за работу за пределами ваших личных границ, она ничем не обусловлена и не подкреплена, то в любой момент, когда вас попросят скидку или просто скажут, что это дорого, вы воспримите это на свой личный счет и начнете оправдываться, вновь уходя в позицию «маленького», который ничего не решает в своей жизни и испытывает стыд за такую высокую цену. При любом внешнем вызове вы должны оставаться в «твердой» позиции и принимать осознанное решение, исходя из нее. Скажите свое нет, когда так чувствуете. Вы этого достойны.
В некоторых случаях ценообразование может быть особым выбором. Но вы это делаете осознанно, понимая, что сейчас цена вне ваших ощущений. Например, у вас есть цель закрыть раньше ипотеку, вы заранее просчитали необходимое количество учеников и рабочих часов. В этом случае вы понимаете, что сумма по финансовой емкости вам еще большевата, но у вас нет выбора, вы вынуждены ее повысить, чтобы закрыть свою конечную цель. Вам может быть плохо, когда вы будете ее называть, но своим стыдом и неудобством вы платите за то, чтобы достичь желаемого, если делаете такой выбор. И ставя себя в это положение, вы ставите себя в сильную позицию, вы готовы рискнуть и выдержать, потому что уже визуализировали свой финальный результат. Для того, чтобы так себя убедить необходим развитый эмоциональный интеллект и работа над уверенностью в себе.
Как вести переговоры с учениками и их родителями о повышении стоимости занятий?
Первое – проведите внутреннюю подготовку с самим собой. Осознайте, что это действительно вам нужно. Вы внутренне готовы к переменам и готовы выдержать несогласие. Если вы решаете установить новую цену, это должно быть осознанным выбором, основанным на конкретной цели.
- Проведите самоанализ. Поймите, для чего вам сейчас необходимо повысить стоимость ваших услуг, и убедитесь в их обоснованности. Делайте это осознанно, а не потому, что все так сейчас делают и вам надо. Если вы реально готовы, то скажите прямо, что вы повышаете цены. Чем честнее и открытее вы будете, тем больше пространства доверия будет между вами и учениками.
- Озвучьте страхи. Откровенно признайтесь себе в своих опасениях, чтобы снизить их значимость. Открыто выскажите свои переживания и чувства страха, чтобы это больше не съедало вас изнутри.
- Сформулируйте сообщение. Подготовить четкое и лаконичное сообщение о повышении цены. Откровенно признайте необходимость и неизбежность вашего действия и оставьте за учеником выбор: продолжать или отказаться от занятий. Важно выстроить речь так, чтобы она не была похожа на оправдание с вашей стороны, так как тогда вами захотят манипулировать и начнут давить, чтобы оставить цену прежней. Либо вы можете озвучить свои страхи лишь самым близким, сообщив ученикам лишь необходимую информацию о повышении стоимости своих услуг. Например: «Добрый день, довожу до вашего сведения, что с такого-то числа такого-то месяца повышается стоимость моих занятий на такую-то сумму. Если вы готовы продолжить занятия по нынешней стоимости в новом году, то за вами сохраняется время и длительность ваших занятий. Если вы бы хотели сохранить текущую стоимость, то длительность занятий сократится на 15 минут, и мы подберем другое время занятий. Жду ваше решение до конца текущей недели».
Второе – соблюдайте личные границы. Цена за вашу работу должна соответствовать вашим ценностям и приоритетам. Если цена превышает ваши личные границы, любой запрос на скидку или возражение может выбить вас из равновесия и вызвать чувство стыда.
Третье – заручитесь поддержкой. Напишите в телефоне сообщение и повышении цены занятий, передайте ваш телефон мужу/коллеге/другу и попросите отправить это сообщение. Это будет первым шагом, который порой сложно преодолеть, переступив через страхи.
Как выстроить коммуникацию с учеником?
- Будьте честны и открыты. Объясните причины повышения цены, подчеркнув свою искренность.
- Придерживайтесь индивидуального подхода. Предложите различные варианты для разных категорий клиентов (например, скидки или бонусы для новых учеников).
- Заранее предупредите о повышении цен. Сообщите заблаговременно, чтобы дать ученикам время подумать, принять решение и оценить свои финансовые возможности.
- Подготовьтесь к диалогу. Будьте готовым к вопросам и проработке возражений. Необходимо сохранять спокойствие и уверенность в своей позиции.
- Предложите альтернативы. Если нужно, предложить клиентам альтернативные варианты занятий, например, уменьшите время занятий или предложите занятия в группах.
Какие ошибки чаще всего совершают преподаватели при попытке повысить стоимость своих услуг?
Частые ошибки преподавателей при повышении стоимости:
- Потеря контакта с реальностью. Уход в тревоги и сомнения, вместо того, чтобы фокусироваться на фактах и ценности своей работы. Отслеживайте моменты, когда вы начинаете погружаться в свои «мультики» и драматизировать: «Мне стыдно назвать новую цену», «Я же не такой меркантильный специалист», «Я столько не стою» и т. п. Этого можно избежать, если сначала выстроить внутри себя «твердое», то есть ваше понимание, почему вы повышаете цену и убежденности, что вы классный специалист, который дает надежный результат. Тогда вы обретет внутреннее спокойствие и опору.
- Неуверенность в себе. Проявление страха и неуверенности при общении с клиентами. Например, когда вы называете вслух цену, ваш голос начинает дрожать и ломаться. Это не всегда может отразиться на результате, но вы будете находится в постоянном стрессе и напряжении. Для чего вам лишний раз нагнетать и так с собой поступать, если можно действовать по-другому. Не идти через надрыв, а через упражнение визуализации желаемого образ для преодоления страха, например, представьте себе, что вы стали человеком, которому нельзя платить меньше 50 000 рублей в месяц за одного ученика. Вы стоите такой большой и уверенный. Смоделируйте этот образ в своей голове. Сначала представьте себя со стороны, как вы стоите в метре от себя самого, смотрите на себя и описываете воображаемого себя: как выглядит такой преподаватель, что в нем особенного, как он выглядит, во что одет, что отличает его от вас настоящего, какую энергию он излучает. Опишите все до мельчайших деталей. Затем встаньте прямо в эту точку, где стояли вы воображаемый, встаньте на его место. Физически переместитесь в то пространство, примерьте на себя этот образ и почувствуйте, что вы и есть тот человек, которому нельзя платить меньше. Глубоко вдохните и выдохните и оставайтесь в этом состоянии столько сколько потребуется. И из этого состояния действуйте, например, пишите и отправляйте сообщения о повышении цен. Вам сразу станет спокойнее и легче это сделать.
Как преодолеть страх отказа?
Страх отказа связан с глубокими эмоциональными реакциями, такими как страх одиночества, неудачи, несостоятельности, страха, что со мной что-то не так. Каждый человек переживает отказ по-своему, связывая его с личными историями и убеждениями.
Не ставьте целью перестать бояться. Сфокусируйтесь на том, чего вы хотите. Если ваше желание сильнее страха отказа, то пора действовать. Не думайте раньше времени, что все откажутся от занятий. Вы еще даже не попробовали.
Умейте удержать свое состояние основы в «твердом». И тогда любой отказ, даже если он сейчас кажется вам критичным, не уронит вас в «плохую» личность или «плохого» преподавателя. Это, безусловно, требует определенной работы над собой, выстраивания внутренней базы и устойчивой «корневой системы». Однако это позволит вам менее болезненно реагировать на отказы и не пошатнет ваше состояние.
- Стратегии преодоления страха отказа:
Фокус на цели:
- Установите четкую цель, которая поможет вам переключить внимание со страха на достижение желаемого результата.
- Осознайте, что отказ – это лишь временная неудача, не влияющая на конечную цель. - Развитие внутренней силы:
- Создайте уверенный образ себя. Визуализируйте себя уже как успешного и высокооплачиваемого специалиста.
- Работайте над самооценкой. Повышайте уверенности в своих силах и способностях.
- Развитие внутренней силы. Постройте прочную основу уверенности в себе и своих способностях.
- Проработка страхов. Осознание и проработка глубинных страхов, связанных с отказом. - Проработка негативных эмоций:
- Осознание своих эмоций. Отслеживайте, какие именно эмоции вызывают у вас страх отказа.
- Техники эмоциональной регуляции. Используйте различных техник для снятия напряжения и тревоги (дыхательные упражнения, медитация, визуализация и аффирмации). Например, смоделируйте состояние,от которого хотите избавиться и «снимите» с себя, освобождая себя от оков. Вначале поймите, что вы чувствуете, когда вам отказывают, и отследить ваше состояние и вашу личную драму. Возможно, вам страшно, потому что это означает, что вас никто не любит, вы чувствуете одиночество и отверженность, как в детстве Или вам страшно, что вы останетесь без стабильного заработка и умрете с голода, или вы не достаточно хороший специалист. Затем переместитесь в безопасное пространство, которое вы заранее определили, где у вас нет никаких страхов, и сбросьте все с себя. Можно представить, что вы снимаете с себя костюм или просто сбросить напряжение активными движениями до тех пор, пока от страха не останется и следа. У кого-то это может занять 10 минут, у кого-то – 40. В любом случае, упражнение сработает, если вы действительно в это поверите и начнете доверять себе.
Как развить навык уверенного общения о деньгах и повышении стоимости услуг?
Вырасти. Часто проблема неуверенности кроется в том, что вы еще не сепарировались от родителей и пока еще находитесь в состоянии «маленького», который ищет одобрения, указания и наводки и боится конфликтов.
Вам нужно понять, что вы в состоянии решать самостоятельно, что будет происходить в вашей жизни. Самый легкий и быстрый способ – это найти какую-то опорную большую фигуру на первое время, чтобы привыкнуть к новому образу себя в безопасном пространстве. Например, обратиться к психологу. Чаще всего это лучший вариант, потому что это хорошо обученная большая фигура, на которую можно опереться. Но это может быть и друг, который болеет за вас всем сердцем. Ваша опорная фигура должна быть рядом и создавать поддерживающее пространство, в котором вы быстрее вырастете. Для этого не нужна длительная терапия. Для того чтобы запустить этот процесс достаточно двух-трех сессий с профессиональным психологом или несколько встреч с осознанным другом. Далее вы уже понимаете как действовать автономно и начинаете расти. Конечно, в начале будет тяжело и неприятно, но вполне терпимо, ведь процесс роста будет запущен. И вы начнете расправлять плечи, расти и обретать внутреннюю уверенность. Только после этого вы сможете открыто и свободно высказывать свое мнение кому угодно и доносить свои идеи без страха осуждения и неуверенности. Вы будете четко понимать, зачем вы это делаете, разберетесь, что вы чувствуете, и будете действовать осознанно. Если же вы решите идти через какое-то физическое проявление, не имея ничего твердого внутри, будет тяжелее. Ведь вам придется примерять на себя маски и обманывать самого себя. Но внутри вы все равно будете ощущать эту самую неуверенность и ваша лестница хоть и будет двигаться вверх, но, вероятнее всего, не в том направлении, непонятно зачем и не к тому результату.
Так, развитие уверенности – это долгосрочный процесс, требующий осознанности и систематической работы над собой. Но результаты этой работы будут стоить того: вы обретете независимость и удовлетворение от своей жизни.
Что сделать прямо сейчас, чтобы повысить цену на услуги?
Повышение цены – это нормальная бизнес-практика, которая отражает рост вашей ценности как специалиста. Ваша поступательность действий, уверенность и профессионализм помогут вам успешно преодолеть этот этап.
Во-первых, увидьте конечную точку. Если вы хотите повысить цену, это ваша конечная точка. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу? Что я для этого делаю?». Хотите повысить цену – повышайте цену. Но если вы хотите повысить цену, чтобы чувствовать себя ценным, это уже совершенно другая цель. В этом случае вы сначала определяете, какая цена вам будет по плечу сейчас и что вам мешает сделать ее выше.
Во-вторых, обратите внимания на свои внутренние ощущения. Вы можете испытывать и стыд, и страх, и все что угодно. На самом деле не обязательно прорабатывать все эти эмоции перед повышением цены. Нужно просто обратить на них внимание и принять их. Примите, что внутри вас есть кто-то, кому стыдно и страшно. И, возможно, будет достаточно просто посмотреть на него, понять, почему он это испытывает, и поддержать: «Я понимаю, что тебе страшно. Ты имеешь право бояться. Это действительно может быть неприятно. Но я рядом с тобой. Мы вместе. Мне сейчас нужно повысить сейчас цену, потому что мне тоже некомфортно». То есть вы начинаете вести с собой внутренний поддерживающий диалог.
В-третьих, включите самосознание. Поймите, что все эмоции – нормальная реакция на изменение ситуации, но не должны препятствовать вашим действиям. Вы имеете право их все испытывать, но не становитесь их заложниками. Человек – это живое существо. Он имеет право на проявление всего спектра эмоций.
Об авторе:
Ольга Адрианова,
психолог, интегративный терапевт, НЛП-тренер, эксперт на ТВ и автор собственной методики внутреннего покоя и силы, практикующий с 2014 года.
“С детства я была очень рефлексирующим, думающим ребенком, поэтому хоть и психология – моя третья специализация, но меня все к ней подталкивало. Когда-то я была сильно неуверенной в себе и зажатой, зависимой от чужого мнения. Меня очень расстраивало, что родители мне всегда говорили, что люди не меняются. И я как-то уныло думала, что неужели я такая всегда буду? Ведь это нечестно. Почему кто-то уверенный, а кто-то неуверенный? В какой-то момент, еще до существования всего в интернете, я начала искать практики и пробовать придумывать свои способы для обретения уверенности. Это были, конечно, очень садистские методы из разряда заставить себя пойти в свои страхи: выступить на сцене или дать интервью на телевидении. Это работало, я стала увереннее, но такие методы выталкивали меня из зоны комфорта и не являлись поступательными и щадящими. У меня начало закрадываться сомнение в словах родителей, что люди не меняются. Но я – пример, я смогла и изменилась. Тогда я начала изучать более детально психологию поведения и работать в этом направлении. Сейчас уже около 10 лет в работе я применяю различные методы и техники.
Я интегративный психотерапевт и не являюсь приверженцем какого-то одного метода, например, поведенческий, психосинтез, НЛП, гипноз или только транзактный, а применяю сразу несколько методов в своей работе. Эффективность моего метода не столько в том, что я виртуозно миксую разные подходы и методы, а в том, что я предоставляю людям, с которыми работаю, полноценную и всеобъемлющую поддержку, потому что на своем опыте знаю, насколько можно быть одиноким, в страхе и с трясущимися руками только об одной мысли, что надо попробовать что-то сделать ради изменений. Благодаря этому они внутри себя начинают формировать такую же опору, как мы формируем друг с другом через пространство доверия, поддержки и опоры. Получается, что они не развиваются в созависимости от меня. Они просто это пространство переносят внутрь себя и начинают сами на себя опираться и сами себя поддерживать. Я считаю, что именно это является преимуществом моего подхода «Я рядом», потому что он про то, что когда с тобой кто-то рядом, тебе не страшно идти в изменения, преодолевать страхи и идти в рост. Да, этот путь непростой, но он того определенно стоит.”
Образование:
Восточно-Европейский институт психоанализа (2020-2021 гг.)
Опыт работы: более 10 лет
Контактные данные:
Инстаграм (деятельность организации запрещена на территории РФ)